Аналитические обзоры
- 01.11.2025
Кадровику от 1 ноября 2025 года
01.11.2025
Даны рекомендации по специальному транспортному обслуживанию пассажиров с детьми
Минтранс определил стандарт транспортного обслуживания пассажиров с детьми, стандарт семейноцентричности для организаций транспортного комплекса, студенческий стандарт семейноцентричности. Ниже обозначим некоторые из рекомендаций.
Первый стандарт можно использовать в государственных и частных транспортных компаниях, а также в аэропортах, на ж/д вокзалах и автовокзалах.
Для семей с детьми советуют предусмотреть специальное обслуживание и закрепить это в правилах, инструкциях. Можно провести, в частности, такие мероприятия:
- выделить парковку вблизи объектов транспортной инфраструктуры;
- обучить персонал работе с семьями (к примеру, навыкам общения с детьми и родителями);
- такси и автобусы обеспечить детскими сиденьями и бустерами;
- организовать детские игровые зоны или детские площадки на ж/д вокзалах, объектах дорожного сервиса, в аэропортах;
- обслуживать в первую очередь семьи с детьми в аэропортах;
- выделить в поездах вагоны, где будут находиться игровые зоны и места для хранения колясок, багажа.
Второй стандарт предлагается внедрить в организациях транспортной отрасли с численностью персонала более 100 человек на одном объекте. Работодателям рекомендуют создать комфортные условия труда, которые позволяли бы сотрудникам успешно совмещать должностные обязанности с семейными. Например, советуют предоставлять отпуск в дни школьных каникул, а также дополнительный выходной 1 сентября родителям, чьи дети учатся в начальной школе, с сохранением зарплаты.
Документ:
Распоряжение Минтранса России от 24.10.2025 N АН-263-р
01.11.2025
Временный перевод сотрудников к другому работодателю: Минтруд подготовил правила на 2026 год
Ведомство разработало проект особенностей регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2026 году. Документ содержит, в частности, правила временного перевода сотрудников к другому работодателю. От действующих они почти не отличаются.
Работодатели, которые приостановили деятельность, как и сейчас, смогут перевести специалистов с их согласия в другие организации по направлению центра занятости.
Предложили также предусмотреть в документе подобные правила для временного перевода медработников (пп. "в" п. 3 проекта особенностей).
Общественное обсуждение проекта завершат 13 ноября 2025 года.
Документ:
Проект постановления Правительства РФ
Полезная ссылка:

Нет КонсультантПлюс?
Оформите заявку на доставку полной версии документаили самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации
- 01.11.2025
Специалисту по Госзакупкам от 1 ноября 2025 года
01.11.2025
Централизованные госзакупки: с 30 октября расширен перечень заказчиков и товаров, работ, услуг
В список заказчиков, для которых ФКУ "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" (далее - учреждение) централизованно закупает типовые товары, работы, услуги, включили:
- Минприроды;
- Минспорт;
- Минэнерго;
- Минздрав;
- Минпросвещения;
- Минкультуры и его территориальные органы;
- Рособрнадзор;
- Роструд и его территориальные органы;
- Роснедра и его территориальные органы;
- Росмолодежь.
Перечень типовых товаров, работ, услуг уточнили. Так, в него добавили услуги хранения и отпуска ГСМ для транспорта.
Помимо типовых товаров, работ, услуг из указанного перечня, учреждение централизованно приобретет и те, которых в списке нет (далее - нетиповые товары, работы, услуги). В этом случае его уполномочили только провести закупку нетиповых товаров, работ, услуг. Установили также правила взаимодействия заказчиков с учреждением при закупках последних.
Сроки планирования и проведения централизованных закупок определили в зависимости от группы заказчиков и категории товаров, работ, услуг, в которых есть потребность. Так, планировать централизованные закупки типовых товаров, работ, услуг для названных заказчиков учреждение начнет уже с 1 января 2026 года.
Также предусмотрели исключения, когда централизованные закупки учреждение не проводит.
Документ:
Постановление Правительства РФ от 29.10.2025 N 1680
Полезная ссылка:

Нет КонсультантПлюс?
Оформите заявку на доставку полной версии документаили самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации
- 01.11.2025
Бухгалтеру бюджетной организации от 1 ноября 2025 года
01.11.2025
Декларация по налогу на прибыль: ФНС обновила форму, порядок заполнения и формат
Налогоплательщикам нужно будет заполнять новый лист 05.1. Он затрагивает операции с цифровой валютой. В листе 08 потребуется указывать уникальный номер контракта. Есть и другие новшества. Изменения применяют с подачи декларации за 2025 год (есть исключение).
Как обновили форму декларации
В новом листе 05.1 отражают операции с цифровой валютой:
- доходы (выручку) от реализации;
- внереализационные доходы;
- расходы в связи с приобретением, получением (кроме майнинга) и реализацией цифровой валюты;
- расходы в связи с получением такой валюты в результате майнинга;
- прибыль по операциям с цифровой валютой;
- убыток по операциям с этой валютой;
- налоговую базу по операциям.
В лист 08 включили поле, в котором отражают уникальный номер контракта (кредитного договора). Добавили строки 060 - 095. Они связаны с доходами нерезидентов, которые приравнивают к дивидендам.
В листе 02 скорректировали страницы со штрихкодами 00218054 и 00218061. Также исключили строки 130, 170, 171.
Из приложения 4 к листу 02 убрали строки 135, 136, 151 и 161.
Как изменили порядок заполнения декларации
Установили, например, следующее:
- если организация осуществляет операции с цифровой валютой, базу по которым определяют отдельно от общей базы, в декларацию включают лист 05.1 (п. 2 приложения 6 к приказу);
- в реквизите "Признак налогоплательщика (код)" приложения 4 к листу 02 указывают код "51", если приложение составляют в части убытков от операций с цифровой валютой, расчет по которым производят в листе 05.1 (п. 13 приложения 6 к приказу);
- в реквизите "Уникальный номер контракта / кредитного договора" листа 08 указывают уникальный номер, присвоенный банком. Этот номер должен соответствовать договору, сведения о котором отразили в реквизитах "Номер договора" и "Дата договора" при совершении внешнеторговых сделок (п. 33 приложения 6 к приказу);
- нюансы составления приложения 4 к листу 02 с кодом "51" в реквизите "Признак налогоплательщика (код)" (п. 20 приложения 6 к приказу).
Документ:
Приказ ФНС России от 03.10.2025 N ЕД-7-3/855@
Полезная ссылка:
01.11.2025
Возврат вместо списания: суд поддержал передачу ненужного имущества в казну
Учреждение попросило региональное министерство забрать в казну особо ценное движимое имущество. Оборудование приобрели по госпрограмме, но не смогли использовать в уставной деятельности, и оно пролежало на складе более 10 лет. Министерство считало, что спорный объект морально устарел и его нужно списать.
Суд поддержал учреждение и отметил: списывают имущество только в конкретных случаях. Оно вправе отказаться от оборудования, которое не может использовать для уставных целей, а министерство обязано изъять его в казну.
Читать новости для бюджетных организаций можно на канале КонсультантПлюс в Telegram (переход по ссылке или по QR-коду ниже).
Документ:
Постановление 12-го ААС от 28.08.2025 по делу N А06-8516/2024
01.11.2025
Электронный документооборот с налоговой при проверках: ФНС разработала формат
Налоговики хотят утвердить формат электронного документа для подачи документов при истребовании в рамках проверок.
Формат нужен для документирования событий с активами и объектами бухучета, которые не учитывают как активы, но отражают за балансом (п. 2 проекта приложения).
Формат можно будет использовать как документ, который оформляют:
- при признании (поступлении) объектов;
- их перемещении внутри экономического субъекта;
- прекращении признания (списании) объектов;
- прочих событиях с ними внутри экономического субъекта.
Формат позволит налогоплательщикам:
- подавать электронные документы по ТКС в неизменном виде;
- сократить документооборот и время на учет;
- улучшить взаимодействие с налоговой.
Формат заработает через месяц после опубликования (п. 2 проекта приказа). Сейчас документ на общественном обсуждении.
Документ:
Полезная ссылка:

Нет КонсультантПлюс?
Оформите заявку на доставку полной версии документаили самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации
- 01.11.2025
Юристу от 1 ноября 2025 года
01.11.2025
Даны рекомендации по специальному транспортному обслуживанию пассажиров с детьми
Минтранс определил стандарт транспортного обслуживания пассажиров с детьми, стандарт семейноцентричности для организаций транспортного комплекса, студенческий стандарт семейноцентричности. Ниже обозначим некоторые из рекомендаций.
Первый стандарт можно использовать в государственных и частных транспортных компаниях, а также в аэропортах, на ж/д вокзалах и автовокзалах.
Для семей с детьми советуют предусмотреть специальное обслуживание и закрепить это в правилах, инструкциях. Можно провести, в частности, такие мероприятия:
- выделить парковку вблизи объектов транспортной инфраструктуры;
- обучить персонал работе с семьями (к примеру, навыкам общения с детьми и родителями);
- такси и автобусы обеспечить детскими сиденьями и бустерами;
- организовать детские игровые зоны или детские площадки на ж/д вокзалах, объектах дорожного сервиса, в аэропортах;
- обслуживать в первую очередь семьи с детьми в аэропортах;
- выделить в поездах вагоны, где будут находиться игровые зоны и места для хранения колясок, багажа.
Второй стандарт предлагается внедрить в организациях транспортной отрасли с численностью персонала более 100 человек на одном объекте. Работодателям рекомендуют создать комфортные условия труда, которые позволяли бы сотрудникам успешно совмещать должностные обязанности с семейными. Например, советуют предоставлять отпуск в дни школьных каникул, а также дополнительный выходной 1 сентября родителям, чьи дети учатся в начальной школе, с сохранением зарплаты.
Документ:
Распоряжение Минтранса России от 24.10.2025 N АН-263-р
01.11.2025
КС РФ обобщил свою практику за III квартал 2025 года
Привилегированные акционеры, которым в ряде случаев не выплатили дивиденды, могут взыскать с АО неосновательное обогащение. ФАС вправе сама признать незаконными ограничения по договору франчайзинга. Если за недекларирование товаров для личного пользования назначили конфискацию, она касается всего их объема.
Рассмотрим эти позиции подробнее. КС РФ включил в обзор и другие выводы.
Дивиденды в АО
Нельзя перечислять дивиденды держателям обыкновенных акций по уже принятым решениям, которые нарушают права владельцев привилегированных бумаг. Это касается случаев, когда размер выплат по ним указан в уставе.
Если компания не соблюдает запрет, то с нее можно взыскать неосновательное обогащение в виде денег, которые должны были получить привилегированные акционеры. Речь идет о выплатах за тот же период, за который АО перечислило дивиденды лишь по обыкновенным бумагам.
Вывод нужно применять, пока не вступят в силу дополнительные способы защиты прав привилегированных акционеров на получение дивидендов. По общему правилу он не распространяется на ситуации, когда решение о выплатах исполнено до 25 сентября 2025 года включительно.
Франчайзинг
ФАС может счесть ряд ограничительных условий договора коммерческой концессии незаконными во внесудебном порядке, а именно в рамках своей административной процедуры. Однако это не означает, что такие положения сразу становятся недействительными. Речь идет, в частности, о пунктах, с помощью которых компания с доминирующим положением на товарном рынке мешает выйти на него другим субъектам.
Ввоз товаров для личных нужд
Если за недекларирование товаров для личного пользования назначили конфискацию, то она затрагивает даже ту их часть, которая отвечает нормативам беспошлинного ввоза. Это касается случаев, когда, например, одна часть товаров превысила допустимый вес, а другая - нет.
Документ:
Обзор практики КС РФ за III квартал 2025 года
Рекомендуем:
Как выплачиваются дивиденды в АО
Как составить договор франчайзинга
Как проводится конфискация по КоАП РФ
Полезные ссылки:
01.11.2025
В рекламе пари надо будет предупреждать о возможной потере денег - поправки приняты в первом чтении
По проекту с 1 марта 2026 года в рекламе азартных игр (пари и др.) нужно сообщать, что участие в них не гарантирует выигрыш и может привести к потере денег, а также навредить жизни и здоровью. Требования к формату предупреждения такие:
- в радиопрограммах - не менее 3 сек.;
- в телепрограммах - не меньше 5 сек. и минимум 7% площади кадра;
- другие способы распространения - не менее 10% рекламного пространства.
За несоблюдение этих норм будут отвечать в том числе рекламораспространители.
Новшества не коснутся рекламы, например, на форме спортивных клубов.
Есть и другие поправки.
Напомним, за нарушение законодательства о рекламе должностным лицам по общему правилу грозит штраф от 4 тыс. до 20 тыс. руб., а компаниям - от 100 тыс. до 500 тыс. руб.
Документ:
Проект Федерального закона N 981492-8
Полезная ссылка:

Нет КонсультантПлюс?
Оформите заявку на доставку полной версии документаили самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации
- 01.11.2025
Бухгалтеру от 1 ноября 2025 года
01.11.2025
Декларация по налогу на прибыль: ФНС обновила форму, порядок заполнения и формат
Налогоплательщикам нужно будет заполнять новый лист 05.1. Он затрагивает операции с цифровой валютой. В листе 08 потребуется указывать уникальный номер контракта. Есть и другие новшества. Изменения применяют с подачи декларации за 2025 год (есть исключение).
Как обновили форму декларации
В новом листе 05.1 отражают операции с цифровой валютой:
- доходы (выручку) от реализации;
- внереализационные доходы;
- расходы в связи с приобретением, получением (кроме майнинга) и реализацией цифровой валюты;
- расходы в связи с получением такой валюты в результате майнинга;
- прибыль по операциям с цифровой валютой;
- убыток по операциям с этой валютой;
- налоговую базу по операциям.
В лист 08 включили поле, в котором отражают уникальный номер контракта (кредитного договора). Добавили строки 060 - 095. Они связаны с доходами нерезидентов, которые приравнивают к дивидендам.
В листе 02 скорректировали страницы со штрихкодами 00218054 и 00218061. Также исключили строки 130, 170, 171.
Из приложения 4 к листу 02 убрали строки 135, 136, 151 и 161.
Как изменили порядок заполнения декларации
Установили, например, следующее:
- если организация осуществляет операции с цифровой валютой, базу по которым определяют отдельно от общей базы, в декларацию включают лист 05.1 (п. 2 приложения 6 к приказу);
- в реквизите "Признак налогоплательщика (код)" приложения 4 к листу 02 указывают код "51", если приложение составляют в части убытков от операций с цифровой валютой, расчет по которым производят в листе 05.1 (п. 13 приложения 6 к приказу);
- в реквизите "Уникальный номер контракта / кредитного договора" листа 08 указывают уникальный номер, присвоенный банком. Этот номер должен соответствовать договору, сведения о котором отразили в реквизитах "Номер договора" и "Дата договора" при совершении внешнеторговых сделок (п. 33 приложения 6 к приказу);
- нюансы составления приложения 4 к листу 02 с кодом "51" в реквизите "Признак налогоплательщика (код)" (п. 20 приложения 6 к приказу).
Документ:
Приказ ФНС России от 03.10.2025 N ЕД-7-3/855@
Полезная ссылка:
01.11.2025
Организация оплатила санаторий работникам: ФНС пояснила особенности начисления туристического налога
Налоговики направили для ознакомления позицию Минфина относительно того, как учитывать в базе туристического налога цену проживания физлица при санаторно-курортном лечении. Договор на лечение с санаторно-курортной организацией заключила компания.
Те, кто оказывает услуги по временному проживанию в составе услуг по санаторно-курортному лечению, исчисляют минимальный налог. Его рассчитывают умножением 100 руб. на количество суток проживания по каждой путевке.
Отметим, об этом ФНС уже рассказывала.
Налогоплательщик вправе не включать в базу цену проживания при санаторно-курортном лечении, если физлицо относится к категории лиц, для которых предусмотрено послабление. При этом неважно, кто оплачивает путевку.
Документ:
Письмо ФНС России от 29.10.2025 N СД-4-3/9704@
Полезная ссылка:
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 27.10.2025)
01.11.2025
Электронный документооборот с налоговой при проверках: ФНС разработала формат
Налоговики хотят утвердить формат электронного документа для подачи документов при истребовании в рамках проверок.
Формат нужен для документирования событий с активами и объектами бухучета, которые не учитывают как активы, но отражают за балансом (п. 2 проекта приложения).
Формат можно будет использовать как документ, который оформляют:
- при признании (поступлении) объектов;
- их перемещении внутри экономического субъекта;
- прекращении признания (списании) объектов;
- прочих событиях с ними внутри экономического субъекта.
Формат позволит налогоплательщикам:
- подавать электронные документы по ТКС в неизменном виде;
- сократить документооборот и время на учет;
- улучшить взаимодействие с налоговой.
Формат заработает через месяц после опубликования (п. 2 проекта приказа). Сейчас документ на общественном обсуждении.
Документ:
Полезная ссылка:
01.11.2025
Временный перевод сотрудников к другому работодателю: Минтруд подготовил правила на 2026 год
Ведомство разработало проект особенностей регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2026 году. Документ содержит, в частности, правила временного перевода сотрудников к другому работодателю. От действующих они почти не отличаются.
Работодатели, которые приостановили деятельность, как и сейчас, смогут перевести специалистов с их согласия в другие организации по направлению центра занятости.
Предложили также предусмотреть в документе подобные правила для временного перевода медработников (пп. "в" п. 3 проекта особенностей).
Общественное обсуждение проекта завершат 13 ноября 2025 года.
Документ:
Проект постановления Правительства РФ
Полезная ссылка:

Нет КонсультантПлюс?
Оформите заявку на доставку полной версии документаили самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации
- 01.11.2025
Кадровику от 31 октября 2025 года
31.10.2025
Споры с кандидатами о приеме на работу: интересная практика за 2023 - 2025 годы
Можно ли отказать в приеме своему бывшему сотруднику из-за прежнего опыта работы с ним? Законно ли требовать от соискателя заполнить анкету при трудоустройстве? Допустимо ли не брать на работу кандидатов без военного билета? Ответы на эти и другие вопросы рассмотрим в обзоре.
Отказ в приеме на работу можно связать с прежним негативным опытом трудовых отношений сторон
Кандидат оспаривал отказы в приеме на работу. Ранее он уже был трудоустроен у ответчиков. В одной компании он дважды не прошел нужные проверки и был отстранен от работы, из другой компании его уволили за неоднократное неисполнение обязанностей.
Суды учли негативный опыт трудовых отношений и не увидели дискриминации в том, что истца не приняли вновь. 6-й КСОЮ поддержал подход.
Отметим, ранее подобные выводы встречались у 5-го КСОЮ.
Предложение заполнить анкету при трудоустройстве не нарушает права соискателя
Кандидат обратился в компанию по телефону, специалист по подбору персонала попросил его заполнить анкету. Считая это требование незаконным, так как этого документа нет в перечне необходимых для приема, соискатель обратился в суд.
Его иск не удовлетворили. Суды отметили, что предложение заполнить анкету не ограничивает право истца на свободу труда, не причиняет нравственных страданий. 8-й КСОЮ подчеркнул: само по себе такое требование - не дискриминация. Нет доказательств, что именно незаполнение анкеты повлекло отказ в трудоустройстве.
Суд может поддержать отказ в трудоустройстве без военного билета
Соискатель прошел собеседования, получил приглашение на работу, но в числе документов для приема не представил военный билет. Работодатель сообщил, что не может оформить трудоустройство.
Суды поддержали отказ. Документы воинского учета ТК РФ упоминает среди обязательных при приеме на работу. В локальном акте также закрепили, что организация вправе отказать в трудоустройстве, если нет в том числе военного билета.
2-й КСОЮ согласился с тем, что дискриминации не было. Доводы о незаконном отказе в приеме на работу отклонили обоснованно.
Отметим: Минтруд и Роструд, напротив, считают, что можно трудоустроить соискателя без документов воинского учета.
Выдача направления на медосмотр не гарантирует принятие на должность
Специалисту предложили вакансию, он написал заявление о приеме и получил направление на медосмотр, так как работа была с вредными условиями труда. Когда он прошел часть медосмотра, ему сообщили, что прекратили набор сотрудников.
Первая инстанция признала отказ в приеме на работу незаконным. Она учла прохождение медосмотра, предоставление документов для оформления и сделала вывод о том, что трудоустройство согласовали.
Апелляция и 4-й КСОЮ отметили: направление на медосмотр не подтверждает, что между сторонами возникли трудовые отношения. Организация может выдать такой документ нескольким соискателям, он не гарантирует принятие на должность.
Отметим, работодатель должен компенсировать расходы на медосмотр, даже если с кандидатом не заключили трудовой договор. Это подтверждали, в частности, 3-й и 6-й КСОЮ.
Можно отказать в приеме на работу на основании проверки службы безопасности
Служба безопасности выявила, что кандидат скрыл трудоустройство в иной организации, а также уголовное преследование. Ему отказали в приеме на работу.
Суды указали, что работодатель вправе не взять соискателя в штат по итогам оценки его профессионально-квалификационных и личностных качеств. Отказ признали обоснованным, дискриминации не выявили. 7-й КСОЮ согласился с выводами.
Полезная ссылка:
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.09.2025)

Нет КонсультантПлюс?
Оформите заявку на доставку полной версии документаили самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации
- 01.11.2025
Специалисту по Госзакупкам от 31 октября 2025 года
31.10.2025
Национальный режим при закупках пищевого оборудования: предложено расширить перечни товаров
В список продукции N 1 с защитной мерой в виде запрета планируют включить оборудование, например:
- 28.29.21 - для мойки, заполнения, закупоривания или упаковывания бутылок и прочих емкостей;
- 28.93.12 - для обработки и переработки молока;
- 28.93.14 - для виноделия, производства сидра, фруктовых соков или аналогичных напитков;
- 28.93.15.139 - для промышленного приготовления или подогрева пищи прочее, не включенное в другие группировки.
Перечень товаров N 2 с защитной мерой в виде ограничения хотят дополнить оборудованием, в частности:
- 28.93.17.130 - для производства макарон, спагетти или аналогичной продукции;
- 28.93.17.150 - для сахарной промышленности;
- 28.93.17.220 - для приготовления или производства напитков;
- 28.93.17.230 - для производства рыбных продуктов.
Планируют, что новшества вступят в силу с 1 января 2026 года.
Общественное обсуждение проекта завершат 7 ноября 2025 года.
Документ:
Проект Постановления Правительства РФ

Нет КонсультантПлюс?
Оформите заявку на доставку полной версии документаили самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации
- 01.11.2025
Бухгалтеру бюджетной организации от 31 октября 2025 года
31.10.2025
Суд: брата снова взяли на работу в администрацию - уведомить о конфликте интересов нужно еще раз
Прокурор потребовал досрочно прекратить полномочия главы поселения, поскольку тот принял брата на должность водителя администрации. Суды трех инстанций поддержали требования.
Глава настаивал на том, что уведомлял за 4 года до спорных событий, когда первый раз принимал на работу брата, но депутаты конфликта интересов не установили. Однако суд выяснил: родственник увольнялся, его приняли вновь, а повторного уведомления не было.
Читать новости для бюджетных организаций можно на канале КонсультантПлюс в Telegram (переход по ссылке или по QR-коду ниже).
Документ:
Кассационное определение 8-го КСОЮ от 01.10.2025 N 88А-15805/2025
31.10.2025
В больничном неверно указали отчество ребенка - суды не взыскали пособие со страхователя
При проверке СФР установил, что в электронном больничном неверно указали отчество ребенка, за которым ухаживали. Фонд потребовал от страхователя возместить излишние расходы на выплату пособия по нетрудоспособности и заплатить штраф за подачу недостоверных сведений. Организация не исполнила требование, и фонд обратился в суд.
Две инстанции встали на сторону страхователя:
- ошибку в больничном допустило медучреждение;
- организация не раз сообщала фонду, что не может изменить данные в электронном листе;
- при направлении электронного реестра сведений у нее не было персональных данных ребенка работника;
- в перечне документов для трудоустройства нет свидетельства о рождении ребенка, работник сведения о детях не сообщал.
Документ:
Постановление 9-го ААС от 16.09.2025 по делу N А40-58444/2025
Полезная ссылка:
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.09.2025)
31.10.2025
Финансирование предупредительных мер: суд отменил решение СФР об отказе в выплате
Организация подала заявление на финансирование мер по сокращению травматизма. Фонд отказал из-за недоимки по взносам, пеней и штрафа, которые не погашены на день подачи заявления. Также СФР отметил, что комплект документов неполный и содержит недостоверную информацию.
Страхователь обратился в суд. Первая инстанция и апелляция его поддержали. Они отметили, что перечень оснований для отказа в финансировании исчерпывающий. Фонд должен обосновать причины отказа и доказать недостоверность информации.
СФР обнаружил долг по пеням на основании решения. Суды выявили, что долга не было, поскольку решение не вступило в силу. У фонда не было оснований включать в базу по взносам выплаты и начислять пени. Следовательно, он не вправе отказывать в финансировании из-за недоимки по взносам, пеней и штрафа.
Также СФР обнаружил, что на момент подачи заявления не все договоры на медосмотры заключены. Не было даты начала осмотра. Не всех работников могли успеть включить в список. Суды установили, что объем осмотров рассчитали по фактическому числу сотрудников. Это говорит о достоверности сведений.
Фонд указал, что организация не представила ряд документов и сведений. Она не подтвердила права главбуха на подписание документов. Суды установили, что на момент подачи заявления все документы поданы. При этом нет требования представить договоры со всеми медорганизациями, в которых планируются медосмотры. Нет правила о подтверждении полномочий главбуха на подписание.
Документ:
Постановление 13-го ААС от 06.10.2025 по делу N А56-126071/2024
31.10.2025
Споры с кандидатами о приеме на работу: интересная практика за 2023 - 2025 годы
Можно ли отказать в приеме своему бывшему сотруднику из-за прежнего опыта работы с ним? Законно ли требовать от соискателя заполнить анкету при трудоустройстве? Допустимо ли не брать на работу кандидатов без военного билета? Ответы на эти и другие вопросы рассмотрим в обзоре.
Отказ в приеме на работу можно связать с прежним негативным опытом трудовых отношений сторон
Кандидат оспаривал отказы в приеме на работу. Ранее он уже был трудоустроен у ответчиков. В одной компании он дважды не прошел нужные проверки и был отстранен от работы, из другой компании его уволили за неоднократное неисполнение обязанностей.
Суды учли негативный опыт трудовых отношений и не увидели дискриминации в том, что истца не приняли вновь. 6-й КСОЮ поддержал подход.
Отметим, ранее подобные выводы встречались у 5-го КСОЮ.
Предложение заполнить анкету при трудоустройстве не нарушает права соискателя
Кандидат обратился в компанию по телефону, специалист по подбору персонала попросил его заполнить анкету. Считая это требование незаконным, так как этого документа нет в перечне необходимых для приема, соискатель обратился в суд.
Его иск не удовлетворили. Суды отметили, что предложение заполнить анкету не ограничивает право истца на свободу труда, не причиняет нравственных страданий. 8-й КСОЮ подчеркнул: само по себе такое требование - не дискриминация. Нет доказательств, что именно незаполнение анкеты повлекло отказ в трудоустройстве.
Суд может поддержать отказ в трудоустройстве без военного билета
Соискатель прошел собеседования, получил приглашение на работу, но в числе документов для приема не представил военный билет. Работодатель сообщил, что не может оформить трудоустройство.
Суды поддержали отказ. Документы воинского учета ТК РФ упоминает среди обязательных при приеме на работу. В локальном акте также закрепили, что организация вправе отказать в трудоустройстве, если нет в том числе военного билета.
2-й КСОЮ согласился с тем, что дискриминации не было. Доводы о незаконном отказе в приеме на работу отклонили обоснованно.
Отметим: Минтруд и Роструд, напротив, считают, что можно трудоустроить соискателя без документов воинского учета.
Выдача направления на медосмотр не гарантирует принятие на должность
Специалисту предложили вакансию, он написал заявление о приеме и получил направление на медосмотр, так как работа была с вредными условиями труда. Когда он прошел часть медосмотра, ему сообщили, что прекратили набор сотрудников.
Первая инстанция признала отказ в приеме на работу незаконным. Она учла прохождение медосмотра, предоставление документов для оформления и сделала вывод о том, что трудоустройство согласовали.
Апелляция и 4-й КСОЮ отметили: направление на медосмотр не подтверждает, что между сторонами возникли трудовые отношения. Организация может выдать такой документ нескольким соискателям, он не гарантирует принятие на должность.
Отметим, работодатель должен компенсировать расходы на медосмотр, даже если с кандидатом не заключили трудовой договор. Это подтверждали, в частности, 3-й и 6-й КСОЮ.
Можно отказать в приеме на работу на основании проверки службы безопасности
Служба безопасности выявила, что кандидат скрыл трудоустройство в иной организации, а также уголовное преследование. Ему отказали в приеме на работу.
Суды указали, что работодатель вправе не взять соискателя в штат по итогам оценки его профессионально-квалификационных и личностных качеств. Отказ признали обоснованным, дискриминации не выявили. 7-й КСОЮ согласился с выводами.
Полезная ссылка:
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.09.2025)

Нет КонсультантПлюс?
Оформите заявку на доставку полной версии документаили самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации
- 01.11.2025
Юристу от 31 октября 2025 года
31.10.2025
Нотариусы будут сообщать о долгах наследодателей даже без просьб наследников с 24 ноября 2025 года
Не позже 3 рабочих дней после открытия наследственного дела нотариус направит запрос в Центральный каталог кредитных историй (ЦККИ). Цель - узнать, есть ли у наследодателя кредитная история и в каком бюро она хранится. В течение еще 3 рабочих дней после получения сведений о бюро нотариус запросит у него кредитный отчет.
Взаимодействовать с ЦККИ и бюро нужно через единую информсистему нотариата. Ответы будут поступать бесплатно в пределах 3 рабочих дней с даты получения запросов.
Нотариус сообщит тому, кто подал ему заявление для принятия наследства, о таких обстоятельствах:
- у наследодателя нет кредитной истории или долгов;
- у него есть долги (с указанием их размера) на дату запроса в бюро;
- у него есть долги, о которых нотариус узнал из других источников.
Нотариус уведомит наследников письменно по адресу проживания или по электронной почте либо проинформирует лично. Это произойдет не позже 3 рабочих дней после получения сведений из ЦККИ или бюро в зависимости от того, есть ли у наследодателя кредитная история.
Сейчас таких обязанностей нет. Нотариус лишь по заявлению предоставляет наследнику данные о бюро, в котором хранится кредитная история наследодателя. Также ФНП отмечала: нотариус передает наследнику информацию о наличии долгов, если получает ее от банков.
Вступят в силу и другие изменения.
Документ:
Федеральный закон от 23.11.2024 N 407-ФЗ
Полезные ссылки:
31.10.2025
Споры с кандидатами о приеме на работу: интересная практика за 2023 - 2025 годы
Можно ли отказать в приеме своему бывшему сотруднику из-за прежнего опыта работы с ним? Законно ли требовать от соискателя заполнить анкету при трудоустройстве? Допустимо ли не брать на работу кандидатов без военного билета? Ответы на эти и другие вопросы рассмотрим в обзоре.
Отказ в приеме на работу можно связать с прежним негативным опытом трудовых отношений сторон
Кандидат оспаривал отказы в приеме на работу. Ранее он уже был трудоустроен у ответчиков. В одной компании он дважды не прошел нужные проверки и был отстранен от работы, из другой компании его уволили за неоднократное неисполнение обязанностей.
Суды учли негативный опыт трудовых отношений и не увидели дискриминации в том, что истца не приняли вновь. 6-й КСОЮ поддержал подход.
Отметим, ранее подобные выводы встречались у 5-го КСОЮ.
Предложение заполнить анкету при трудоустройстве не нарушает права соискателя
Кандидат обратился в компанию по телефону, специалист по подбору персонала попросил его заполнить анкету. Считая это требование незаконным, так как этого документа нет в перечне необходимых для приема, соискатель обратился в суд.
Его иск не удовлетворили. Суды отметили, что предложение заполнить анкету не ограничивает право истца на свободу труда, не причиняет нравственных страданий. 8-й КСОЮ подчеркнул: само по себе такое требование - не дискриминация. Нет доказательств, что именно незаполнение анкеты повлекло отказ в трудоустройстве.
Суд может поддержать отказ в трудоустройстве без военного билета
Соискатель прошел собеседования, получил приглашение на работу, но в числе документов для приема не представил военный билет. Работодатель сообщил, что не может оформить трудоустройство.
Суды поддержали отказ. Документы воинского учета ТК РФ упоминает среди обязательных при приеме на работу. В локальном акте также закрепили, что организация вправе отказать в трудоустройстве, если нет в том числе военного билета.
2-й КСОЮ согласился с тем, что дискриминации не было. Доводы о незаконном отказе в приеме на работу отклонили обоснованно.
Отметим: Минтруд и Роструд, напротив, считают, что можно трудоустроить соискателя без документов воинского учета.
Выдача направления на медосмотр не гарантирует принятие на должность
Специалисту предложили вакансию, он написал заявление о приеме и получил направление на медосмотр, так как работа была с вредными условиями труда. Когда он прошел часть медосмотра, ему сообщили, что прекратили набор сотрудников.
Первая инстанция признала отказ в приеме на работу незаконным. Она учла прохождение медосмотра, предоставление документов для оформления и сделала вывод о том, что трудоустройство согласовали.
Апелляция и 4-й КСОЮ отметили: направление на медосмотр не подтверждает, что между сторонами возникли трудовые отношения. Организация может выдать такой документ нескольким соискателям, он не гарантирует принятие на должность.
Отметим, работодатель должен компенсировать расходы на медосмотр, даже если с кандидатом не заключили трудовой договор. Это подтверждали, в частности, 3-й и 6-й КСОЮ.
Можно отказать в приеме на работу на основании проверки службы безопасности
Служба безопасности выявила, что кандидат скрыл трудоустройство в иной организации, а также уголовное преследование. Ему отказали в приеме на работу.
Суды указали, что работодатель вправе не взять соискателя в штат по итогам оценки его профессионально-квалификационных и личностных качеств. Отказ признали обоснованным, дискриминации не выявили. 7-й КСОЮ согласился с выводами.
Полезная ссылка:
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.09.2025)

Нет КонсультантПлюс?
Оформите заявку на доставку полной версии документаили самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации
- 01.11.2025
Бухгалтеру от 31 октября 2025 года
31.10.2025
В больничном неверно указали отчество ребенка - суды не взыскали пособие со страхователя
При проверке СФР установил, что в электронном больничном неверно указали отчество ребенка, за которым ухаживали. Фонд потребовал от страхователя возместить излишние расходы на выплату пособия по нетрудоспособности и заплатить штраф за подачу недостоверных сведений. Организация не исполнила требование, и фонд обратился в суд.
Две инстанции встали на сторону страхователя:
- ошибку в больничном допустило медучреждение;
- организация не раз сообщала фонду, что не может изменить данные в электронном листе;
- при направлении электронного реестра сведений у нее не было персональных данных ребенка работника;
- в перечне документов для трудоустройства нет свидетельства о рождении ребенка, работник сведения о детях не сообщал.
Документ:
Постановление 9-го ААС от 16.09.2025 по делу N А40-58444/2025
Полезная ссылка:
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.09.2025)
31.10.2025
Финансирование предупредительных мер: суд отменил решение СФР об отказе в выплате
Организация подала заявление на финансирование мер по сокращению травматизма. Фонд отказал из-за недоимки по взносам, пеней и штрафа, которые не погашены на день подачи заявления. Также СФР отметил, что комплект документов неполный и содержит недостоверную информацию.
Страхователь обратился в суд. Первая инстанция и апелляция его поддержали. Они отметили, что перечень оснований для отказа в финансировании исчерпывающий. Фонд должен обосновать причины отказа и доказать недостоверность информации.
СФР обнаружил долг по пеням на основании решения. Суды выявили, что долга не было, поскольку решение не вступило в силу. У фонда не было оснований включать в базу по взносам выплаты и начислять пени. Следовательно, он не вправе отказывать в финансировании из-за недоимки по взносам, пеней и штрафа.
Также СФР обнаружил, что на момент подачи заявления не все договоры на медосмотры заключены. Не было даты начала осмотра. Не всех работников могли успеть включить в список. Суды установили, что объем осмотров рассчитали по фактическому числу сотрудников. Это говорит о достоверности сведений.
Фонд указал, что организация не представила ряд документов и сведений. Она не подтвердила права главбуха на подписание документов. Суды установили, что на момент подачи заявления все документы поданы. При этом нет требования представить договоры со всеми медорганизациями, в которых планируются медосмотры. Нет правила о подтверждении полномочий главбуха на подписание.
Документ:
Постановление 13-го ААС от 06.10.2025 по делу N А56-126071/2024
31.10.2025
Минпромторг перенес на декабрь изменение правил расчета утилизационного сбора на легковые автомобили
Ведомство сообщило о переносе срока вступления в силу новых правил расчета утилизационного сбора на 1 месяц. Они заработают с 1 декабря 2025 года (вместо 1 ноября 2025 года). Проект постановления внесли в правительство.
Решение приняли, чтобы учесть интересы граждан, которые заказали и оплатили автомобили с мощностью двигателя свыше 160 л.с. после публикации проекта с новыми параметрами или столкнулись с задержками при доставке. Оно позволит завершить доставку заказов по текущим правилам.
Минпромторг отметил: изменения не отразятся на тех, кто оплатил сбор по действующим параметрам (до вступления в силу новшества). При планировании новых заказов не нужно учитывать корректировки, которые вносят в расчет сбора.
Напомним, проект, вступление в силу которого переносят, предполагает введение дополнительных показателей для расчета сбора по легковым автомобилям категории М1. Согласно новому подходу базовую ставку для расчета сбора формируют с учетом типа и объема двигателя, а мощность влияет на коэффициент по прогрессивной шкале. При этом льготный коэффициент для граждан, которые ввозят иномарку с мощностью двигателя до 160 л.с. для личного пользования, сохраняют.
Документ:
Информация Минпромторга России от 31.10.2025
31.10.2025
ФНС обновила форму отчета о деятельности иностранной организации
Налоговики утвердили обновленную форму годового отчета о деятельности иностранной компании, а также формат его представления. Форму применяют с отчета за 2025 год.
Среди прочего сократили поля титульного листа. Например, в новой форме не нужно указывать ОГРН и сведения о физлице.
Содержательную часть отчета сильно изменили. Ее разделили на 2 раздела:
- общие сведения о деятельности;
- финансовые данные.
Так, в обновленной форме нет таблиц, в которых указывают открытые и закрытые счета в банках. Зато появились поля для подробного анализа активов на отчетную дату, начало и конец года.
Документ:
Приказ ФНС России от 04.09.2025 N ЕД-7-3/767@
Полезная ссылка:
31.10.2025
Споры с кандидатами о приеме на работу: интересная практика за 2023 - 2025 годы
Можно ли отказать в приеме своему бывшему сотруднику из-за прежнего опыта работы с ним? Законно ли требовать от соискателя заполнить анкету при трудоустройстве? Допустимо ли не брать на работу кандидатов без военного билета? Ответы на эти и другие вопросы рассмотрим в обзоре.
Отказ в приеме на работу можно связать с прежним негативным опытом трудовых отношений сторон
Кандидат оспаривал отказы в приеме на работу. Ранее он уже был трудоустроен у ответчиков. В одной компании он дважды не прошел нужные проверки и был отстранен от работы, из другой компании его уволили за неоднократное неисполнение обязанностей.
Суды учли негативный опыт трудовых отношений и не увидели дискриминации в том, что истца не приняли вновь. 6-й КСОЮ поддержал подход.
Отметим, ранее подобные выводы встречались у 5-го КСОЮ.
Предложение заполнить анкету при трудоустройстве не нарушает права соискателя
Кандидат обратился в компанию по телефону, специалист по подбору персонала попросил его заполнить анкету. Считая это требование незаконным, так как этого документа нет в перечне необходимых для приема, соискатель обратился в суд.
Его иск не удовлетворили. Суды отметили, что предложение заполнить анкету не ограничивает право истца на свободу труда, не причиняет нравственных страданий. 8-й КСОЮ подчеркнул: само по себе такое требование - не дискриминация. Нет доказательств, что именно незаполнение анкеты повлекло отказ в трудоустройстве.
Суд может поддержать отказ в трудоустройстве без военного билета
Соискатель прошел собеседования, получил приглашение на работу, но в числе документов для приема не представил военный билет. Работодатель сообщил, что не может оформить трудоустройство.
Суды поддержали отказ. Документы воинского учета ТК РФ упоминает среди обязательных при приеме на работу. В локальном акте также закрепили, что организация вправе отказать в трудоустройстве, если нет в том числе военного билета.
2-й КСОЮ согласился с тем, что дискриминации не было. Доводы о незаконном отказе в приеме на работу отклонили обоснованно.
Отметим: Минтруд и Роструд, напротив, считают, что можно трудоустроить соискателя без документов воинского учета.
Выдача направления на медосмотр не гарантирует принятие на должность
Специалисту предложили вакансию, он написал заявление о приеме и получил направление на медосмотр, так как работа была с вредными условиями труда. Когда он прошел часть медосмотра, ему сообщили, что прекратили набор сотрудников.
Первая инстанция признала отказ в приеме на работу незаконным. Она учла прохождение медосмотра, предоставление документов для оформления и сделала вывод о том, что трудоустройство согласовали.
Апелляция и 4-й КСОЮ отметили: направление на медосмотр не подтверждает, что между сторонами возникли трудовые отношения. Организация может выдать такой документ нескольким соискателям, он не гарантирует принятие на должность.
Отметим, работодатель должен компенсировать расходы на медосмотр, даже если с кандидатом не заключили трудовой договор. Это подтверждали, в частности, 3-й и 6-й КСОЮ.
Можно отказать в приеме на работу на основании проверки службы безопасности
Служба безопасности выявила, что кандидат скрыл трудоустройство в иной организации, а также уголовное преследование. Ему отказали в приеме на работу.
Суды указали, что работодатель вправе не взять соискателя в штат по итогам оценки его профессионально-квалификационных и личностных качеств. Отказ признали обоснованным, дискриминации не выявили. 7-й КСОЮ согласился с выводами.
Полезная ссылка:
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.09.2025)

Нет КонсультантПлюс?
Оформите заявку на доставку полной версии документаили самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации
