-
28.11.2016
Бухгалтеру от 28 ноября 2016 г.
28.11.2016
Юрлицо должно заплатить пени, даже если в требовании об их уплате нет сведений о периоде начисления
Так посчитал АС Дальневосточного округа. Он исходил из того, что сведения о недоимке в требовании достоверны. Аналогичный вывод в судебной практике *уже встречался.
По мнению кассации, отсутствие в требовании об уплате пеней периода их начисления - несущественное нарушение. Важно то, что недоимка доказана. Кроме того, материалами дела период начисления подтвержден.
Документ: *Постановление АС Дальневосточного округа от 25.10.2016 по делу N А51-464/2016
Проект ЦБ РФ: юрлицо сможет сдать наличность в банк, не раскрывая инкассатору сведения о сумме
Инкассатор не станет проверять соответствие суммы, проставленной в накладной, сумме в квитанции.
По проекту юрлицо *сможет направить в банк накануне или в день сдачи наличности электронную заявку о сдаче денег. Проект содержит сведения, которые организация указывает в заявке. Среди них - информация о номере сумки.
Такой номер закрепляется за организацией заранее. В этой части проект ничего не меняет.
Напомним, денежные средства, которые превышают лимит остатка наличности, необходимо хранить на банковских счетах. За нарушение этого правила юрлицам грозит штраф от 40 тыс. до 50 тыс. руб.
Документ: *Проект Указания Банка России
-
28.11.2016
Специалисту по Госзакупкам от 25 ноября 2016 г.
25.11.2016
Участника госзакупок могут ограничить в выборе документов для обоснования демпинговой цены
Новшество касается только конкурсов и аукционов. Сейчас их участники могут сами выбирать документы для того, чтобы подтвердить цену при демпинге. Если законопроект примут, с 1 января участникам закупок придется руководствоваться правительственным списком документов, который пока даже не утвержден.
Представить документы из этого списка нужно будет в случае демпинга при закупке топлива, а также товаров, перечень которых утвердит правительство. Сейчас же обосновать цену требуется при проведении конкурсов и аукционов на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения. Это нужно, если участник предложил цену контракта, которая ниже НМЦК на 25% и более.
Обоснованием по Закону N 44-ФЗ могут служить гарантийное письмо от производителя, а также иные документы по выбору участника. Они должны подтверждать возможность поставить товары по предложенной цене. Исчерпывающего перечня документов закон не содержит.
-
28.11.2016
Юристу, кадровику от 25 ноября 2016 г.
25.11.2016
Пленум ВС РФ разъяснил, как применять нормы ГК РФ об обязательствах, измененные в 2015 году
Среди важных разъяснений, принятых Пленумом ВС РФ 22 ноября, - новая позиция о том, можно ли устанавливать в договоре плату заодносторонний отказ от исполнения обязательства. Теперь Верховный суд считает, что это недопустимо, если право на отказ предусмотрено императивной нормой ГК РФ. Ранее ВС РФ не ставил эту возможность в зависимость от того, какая норма закрепляет право на отказ от договора.
Размещен на сайте ВС РФ 23 ноября 2016 года
ВС в развитие позиций КС и ВАС допустил взыскание компенсации нематериального вреда репутации юрлиц
Учитывая позицию КС РФ, Верховный суд разграничил репутационный и моральный вред. Первый компенсируется юрлицам, второй - нет.
ВС РФ отметил: чтобы получить компенсацию репутационного вреда, одного лишь факта распространения порочащих сведений недостаточно. Согласившись с *подходом ВАС РФ, Верховный суд подчеркнул, что юрлицо должно доказать:
- оно имеет сформированную репутацию в определенной сфере (например, в бизнесе, промышленности, образовании);
- распространение порочащих сведений повлекло для него неблагоприятные последствия, в том числе утрату доверия к репутации.
В рассмотренной ВС РФ ситуации университет, о котором были распространены порочащие сведения, не доказал перечисленные обстоятельства. Именно поэтому ему отказали в возмещении репутационного вреда.
Несмотря на позицию КС РФ 2003 года и *подход ВАС РФ 2012 года, на практике с октября 2013 года возникал вопрос, может ли юрлицо претендовать на компенсацию нематериального вреда, причиненного репутации.
Проблема была связана с тем, что с октября 2013 года ГК РФ не позволяет применять к юрлицам нормы о компенсации морального вреда. Учитывая это, в марте 2016 года Президиум ВС РФ отмечал: юрлицо может защитить свою репутацию, например требуя опровержения порочащих сведений, возмещения убытков. Можно ли взыскать репутационный вред, Верховный суд не указывал. Теперь он ответил на этот вопрос положительно.
Банки должны изменить свои кредитные договоры и договоры залога, заключенные до 4 июля 2016 года
Кредитным организациям потребуется включить в такие договоры обязанность заемщика или залогодателя представлять документы и выполнять действия. Это действия, которые нужны для осмотра предмета залога представителями ЦБ РФ и для ознакомления с деятельностью заемщика или залогодателя - юрлица либо ИП.
Полагаем, правило касается договоров кредита и залога, заключенных именно с организациями или индивидуальными предпринимателями. Однако, если ИП передает банку в залог, например, личную квартиру или гараж, закреплять в договоре указанную обязанность не нужно. Полный перечень договоров-исключений приведен в Законе о банках.
Требование установить в договорах новую обязанность заемщиков или залогодателей предъявляется с 4 августа 2016 года. Пока оно распространяется только на вновь заключаемые договоры.
С 31 декабря банки должны будут включать эту обязанность и в договоры, оформленные до вступления в силу Закона о новшествах. Большинство его положений применяется с 4 июля 2016 года.
Рекомендуем банкам заранее обеспечить наличие нового условия в старых кредитных договорах и договорах залога. Если на 31 декабря банк этого не сделает, ему грозят, например, следующие меры ЦБ РФ:
- требование устранить нарушение;
- штраф на сумму до 0,1% минимального размера уставного капитала.
Чтобы внести изменения в договоры, банку понадобится согласие контрагентов. Рекомендуем оформлять изменения допсоглашением. Если заемщик по кредитному договору откажется заключить такое соглашение, банк сможет потребовать изменить договор в судебном порядке.
Документ: Федеральный закон от 03.07.2016 N 362-ФЗ (рассмотренные положения вступают в силу 31 декабря 2016 года)
ВС РФ: банк может сам списывать со счетов заемщика долги, если договор потребкредита это позволяет
Банку не надо каждый раз получать от клиента дополнительные распоряжения, чтобы снимать с его счетов деньги для погашения кредита. Важно, чтобы заемщик заранее дал согласие на такое списание.
Ранее Верховный суд и другие суды считали иначе: условие договора о безакцептном списании средств с любого из счетов заемщика ущемляет его права как потребителя.
В рассмотренном случае согласие потребителя на бесспорное списание средств было закреплено в условиях кредитования и в долгосрочных поручениях клиента. Банк списал деньги с зарплатного счета заемщика, чтобы погасить задолженность по кредитным договорам. Суды первой и апелляционной инстанций учли, что согласие на это потребитель дал заранее, и признали действия банка законными. Верховный суд их поддержал.
-
28.11.2016
Бухгалтеру бюджетной организации от 25 ноября 2016 г.
25.11.2016
Минфин предлагает детализировать в бюджетной классификации субсидии юрлицам и физлицам
Ведомство сообщило, что в Указаниях N 65н виды расходов 630 и 810 планируется разбить по элементам. Региональным и местным финорганам необходимо учитывать разъяснения уже при составлении бюджетов на 2017 год. По мнению Минфина, детализация позволит разграничить бюджетные ассигнования на субсидии по порядку их предоставления. Это коснется субсидий, которые выделяются организациям, ИП и физлицам - производителям товаров, работ, услуг.
В каждом виде расходов 630 и 810 предполагается выделить по четыре элемента: 631 - 634 и 811 - 814. Запланирован следующий порядок применения новых элементов. Виды расходов 634 и 814 можно использовать только по решению финоргана региона или муниципалитета и только при составлении и исполнении бюджета на 2017 год. При этом другие элементы 631 - 633 и 811 - 813 не применяются. Использовать их нужно только при составлении бюджета на 2018 год.
Исключение будет предусмотрено для бюджетных и автономных учреждений. Они должны отражать расходы на предоставление грантов в 2017 году и последующие периоды по видам расходов 634 и 814. Документ: Письмо Минфина России от 11.11.2016 N 09-02-05/66316
Минфин определил порядок взаимодействия с Казначейством при сверке сведений о доходах бюджетов
Участники процесса ведения перечня источников доходов бюджетов будут применять новый порядок, если Казначейство выявитрасхождение данных в перечне. Информация в перечне должна соответствовать НПА, которые регламентируют источники доходов бюджетов. Взаимодействие с Казначейством осуществляется через систему "Электронный бюджет". Участники процесса ведения перечня источников доходов бюджетов, получив уведомление ведомства о несоответствиях, должны ответить на него в течение трех рабочих дней. Минфин закрепил это в новом порядке согласно правилам формирования и ведения перечня источников доходов РФ. Ответ может содержать информацию об устранении расхождений либо мотивированное уведомление об их отсутствии. Минфин определил, какие сведения должны быть в этих ответах. Среди общих сведений, например, уникальный номер и дата полученного уведомления, номер реестровой записи перечня, по которой выявлено несоответствие, фамилии и инициалы должностных лиц. Документ: Приказ Минфина России от 14.10.2016 N 186н (вступает в силу 29 ноября 2016 года)
Юрлицо заполняет 6-НДФЛ по каждому обособленному подразделению, даже если они числятся в одной ИФНС
Подход применим, когда обособленные подразделения юрлица находятся в одном муниципальном образовании, на территории которого действует единственная инспекция. В такой ситуации все они состоят на учете в одном налоговом органе, поэтому возникают сложности с тем, как подавать по ним 6-НДФЛ. Рекомендуем налоговым агентам следовать разъяснению ведомства. Иначе могут возникнуть претензии со стороны инспекции.
Документ: *Письмо ФНС России от 09.11.2016 N БС-4-11/21223@
-
28.11.2016
Бухгалтеру от 25 ноября 2016 г.
25.11.2016
Юрлицо заполняет 6-НДФЛ по каждому обособленному подразделению, даже если они числятся в одной ИФНС
Подход применим, когда обособленные подразделения юрлица находятся в одном муниципальном образовании, на территории которого действует единственная инспекция. В такой ситуации все они состоят на учете в одном налоговом органе, поэтому возникают сложности с тем, как подавать по ним 6-НДФЛ.
Рекомендуем налоговым агентам следовать разъяснению ведомства. Иначе могут возникнуть претензии со стороны инспекции.
Документ: *Письмо ФНС России от 09.11.2016 N БС-4-11/21223@
Минфин: при экспорте в страны ЕАЭС код вида товара можно указать в допстроке или графе счета-фактуры
Требование указывать код вида товара при экспорте в страны ЕАЭС в НК РФ появилось 1 июля этого года. Но правила заполнения счетов-фактур, которые применяются при расчетах по НДС, еще не обновлены, поэтому возникают вопросы.
Минфин поясняет, что, пока в форму счета-фактуры не будут внесены изменения, организации-экспортеры вправе указывать код вида товара по ТН ВЭД в дополнительных строках и графах. Форма счета-фактуры должна сохраниться.
Проект еще не принят, но его вступление в силу запланировано уже на 1 января. Пока рекомендуем налогоплательщикам при экспорте в страны ЕАЭС указывать код вида товара в дополнительных строках или графах счета-фактуры. Когда проект примут, нужно будет заполнять специальную графу в счете-фактуре.
Документ: *Письмо Минфина России от 14.11.2016 N 03-07-09/66475
-
24.11.2016
Специалисту по Госзакупкам от 24 ноября 2016 г.
24.11.2016
Госзаказчик в документации сослался на ГОСТ - в аукционной заявке можно не приводить данные о товаре
Участнику электронного аукциона в подобном случае достаточно привести в первой части заявки только согласие на поставку товара. Его характеристики описывать не надо, считает Минэкономразвития. Они понятны из ГОСТа.
Если заказчик не ограничился ссылкой на ГОСТ и указал в документации об электронном аукционе параметры товара, соответствующие ему, участник должен указать в заявке характеристики товара. Министерство считает это необходимым. Полагаем, если в последней ситуации проигнорировать разъяснения Минэкономразвития и не перечислить в заявке критерии товара, участника могут не допустить к электронному аукциону. А вот ссылку на ГОСТ участник в первой части заявки в таком случае приводить не должен. Она не является конкретным показателем товара и не позволяет понять его характеристики. Это *ранее отмечало ведомство. Документ: *Письмо Минэкономразвития России от 30.09.2016 N Д28и-2640
-
24.11.2016
Юристу, кадровику от 24 ноября 2016 г.
24.11.2016
Опубликован закон о новых правилах обжалования в ВС РФ решений арбитражных судов по делам из КоАП
С 3 декабря по правилам АПК РФ, а не КоАП РФ можно будет обжаловать в Верховном суде вступившие в силу решения арбитражных судов по делам об административных правонарушениях.
Новый закон касается также решений этих судов по итогам рассмотрения жалоб и протестов. Как и сейчас, обратиться в ВС РФ можно, если исчерпаны все способы обжалования в арбитражных судах.
Одно из новшеств - рассмотрение дел с участием сторон. Сейчас по КоАП РФ Верховный суд рассматривает дела без их присутствия.Пленум ВС РФ упоминал об этом.
Сторонам процесса стоит учесть, что дела будут рассматриваться в Верховном суде коллегиально, а не одним судьей.
Документ: Федеральный закон от 22.11.2016 N 393-ФЗ (вступает в силу 3 декабря 2016 года)
Минтранс предлагает повысить тариф системы "Платон" с 1 февраля 2017 года
Планируется увеличить размер платы за вред, который большегрузы причиняют дорогам. С 1 февраля тариф вырастет с 1,53 до 2,6 руб. за км пути, а с 1 июня - до 3,06 руб. за км пути. Проект постановления правительства проходит публичное обсуждение.
Если проект примут, затраты собственников и владельцев большегрузов возрастут.
Сейчас размер платы определен в сумме 3,73 руб. за км пути. К этой сумме применяется понижающий коэффициент, и фактически перевозчики платят 1,53 руб. за км пути. Предлагается поэтапно повышать этот коэффициент, за счет чего и будет расти тариф.
Напомним, плату вносят собственники или владельцы грузовиков массой более 12 т для возмещения вреда федеральным дорогам общего пользования. Если иностранный собственник большегруза не внес плату, то это делает водитель. Вероятно, собственник возместит водителю денежные потери.
Если не внести плату и продолжать ездить на грузовике, могут оштрафовать на 5 тыс. руб.
-
24.11.2016
Бухгалтеру бюджетной организации от 24 ноября 2016 г.
24.11.2016
В бюджетной классификации может расшириться перечень выплат, которые относятся к фонду оплаты труда
Минфин сообщил, что планирует внести такие изменения в Указания N 65н. Ведомство не уточнило, когда ожидать их принятия. Но региональным и местным финорганам необходимо учитывать разъяснения уже при составлении бюджетов на 2017 год.
В существенных требованиях Указаний N 65н появится перечень выплат и удержаний из зарплаты персонала, которые нужно отражать по элементам видов расходов 1Х1.
Он содержит поощрительные и стимулирующие выплаты, премии, материальную помощь, НДФЛ, профсоюзные взносы, алименты. Все эти выплаты и удержания, как и зарплата, относятся к фонду оплаты труда. Такой подход будет единым для учреждений и органов власти.
Сейчас в Указаниях N 65н подобной детализации нет.
Когда появится перечень выплат и удержаний из зарплаты, бухгалтеру станет ясно, как отражать их в учете по кодам видов расходов.
В письме Минфин упоминает и другие нововведения, которые он уже внес или собирается внести в Указания N 65н.
Документ: Письмо Минфина России от 14.11.2016 N 02-05-11/66464
Регионы могут получить право решать, применять ли юрлицам льготу по движимому имуществу с 2018 года
Депутаты в третьем чтении одобрили это новшество.
Сейчас льгота по налогу на имущество распространяется на движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, и применяется по умолчанию. По таким объектам юрлица не платят налог. Есть исключения: когда имущество принято на учетв результате реорганизации, ликвидации юрлица или передачи имущества между взаимозависимыми лицами.
Если проект примут, льгота будет действовать на территории тех регионов, которые разрешат это своими законами.
Рекомендуем юрлицам следить за изменениями законодательства того субъекта РФ, где находятся компания и ее обособленные подразделения.
Принят в третьем чтении 18 ноября 2016 года
Юрлицу нужно будет подать справку-расчет вместо 4-ФСС для возмещения пособий за периоды с 2017 года
Приказ Минтруда вступит в силу 28 ноября. Представлять ли в комплекте документов расчет 4-ФСС или справку-расчет в территориальный орган ФСС, зависит от того, за какой период работодатель хочет возместить расходы на выплату пособий.
Если страхователь обратится в территориальный орган ФСС за возмещением расходов на пособия по больничному и в связи с материнством за периоды, истекшие до 1 января 2017 года, то подается 4-ФСС. Таким же образом возмещаются расходы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Если юрлицо обратится в территориальный орган ФСС за возмещением за периоды с 1 января, то вместо расчета в комплекте документов нужно будет подавать новую справку-расчет.
Среди показателей, которые страхователь должен будет отразить в справке-расчете, - задолженность по взносам на начало и конец отчетного либо расчетного периода, взносы, начисленные к уплате, и расходы, не принятые к зачету.
Изменения связаны с тем, что со следующего года контролировать уплату страховых взносов начнут налоговые органы. Им работодатели будут подавать расчет по взносам. А вот правильно ли заявлены расходы на выплату пособий, продолжат проверять органы ФСС. Значит, к ним страхователи по-прежнему должны будут обращаться за возмещением. Для этого юрлица подают документы, перечень которых и скорректировал Минтруд.
Документ: Приказ Минтруда России от 28.10.2016 N 585н
Вступает в силу 28 ноября 2016 года
-
24.11.2016
Бухгалтеру от 24 ноября 2016 г.
24.11.2016
Регионы могут получить право решать, применять ли юрлицам льготу по движимому имуществу с 2018 года
Депутаты в третьем чтении одобрили это новшество.
Сейчас льгота по налогу на имущество распространяется на движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, и применяется по умолчанию. По таким объектам юрлица не платят налог. Есть исключения: когда имущество принято на учетв результате реорганизации, ликвидации юрлица или передачи имущества между взаимозависимыми лицами.
Если проект примут, льгота будет действовать на территории тех регионов, которые разрешат это своими законами.
Рекомендуем юрлицам следить за изменениями законодательства того субъекта РФ, где находятся компания и ее обособленные подразделения.
Принят в третьем чтении 18 ноября 2016 года
Юрлицу нужно будет подать справку-расчет вместо 4-ФСС для возмещения пособий за периоды с 2017 года
Приказ Минтруда вступит в силу 28 ноября. Представлять ли в комплекте документов расчет 4-ФСС или справку-расчет в территориальный орган ФСС, зависит от того, за какой период работодатель хочет возместить расходы на выплату пособий.
Если страхователь обратится в территориальный орган ФСС за возмещением расходов на пособия по больничному и в связи с материнством за периоды, истекшие до 1 января 2017 года, то подается 4-ФСС. Таким же образом возмещаются расходы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Если юрлицо обратится в территориальный орган ФСС за возмещением за периоды с 1 января, то вместо расчета в комплекте документов нужно будет подавать новую справку-расчет.
Среди показателей, которые страхователь должен будет отразить в справке-расчете, - задолженность по взносам на начало и конец отчетного либо расчетного периода, взносы, начисленные к уплате, и расходы, не принятые к зачету.
Изменения связаны с тем, что со следующего года контролировать уплату страховых взносов начнут налоговые органы. Им работодатели будут подавать расчет по взносам. А вот правильно ли заявлены расходы на выплату пособий, продолжат проверять органы ФСС. Значит, к ним страхователи по-прежнему должны будут обращаться за возмещением. Для этого юрлица подают документы, перечень которых и скорректировал Минтруд.
Документ: Приказ Минтруда России от 28.10.2016 N 585н
Вступает в силу 28 ноября 2016 года
Как возмещаются из ФСС расходы на выплату пособий? (*Путеводитель по налогам)
Минтруд: число дней дополнительного отпуска за "вредную" работу нужно округлять в пользу сотрудника
Вывод ведомства пригодится работодателям при расчете дополнительного отпуска сотруднику, который работает во вредных или опасных условиях. Разъяснение касается случая, когда число дней отпуска получается нецелым.
Такая ситуация возможна, если в рабочем году сотрудник фактически был занят во вредных условиях труда меньше 11 месяцев и дополнительный отпуск предоставляется ему пропорционально отработанному времени.
Например, сотруднику полагается 7 дней дополнительного отпуска в год за работу во вредных условиях. Фактически он отработал в таких условиях 9 месяцев. Если 7 дней разделить на 12 месяцев и умножить на 9 месяцев, выходит, что работнику полагается 5,25 дня отпуска. Применив разъяснение Минтруда, работодатель должен округлить это число в пользу сотрудника до 6 дней.
Об округлении числа дней отпуска в пользу сотрудников еще в 2005 году высказывалось Минздравсоцразвития. Тогда рассматривался вопрос о количестве календарных дней неиспользованного отпуска, за которые нужно выплатить компенсацию при увольнении.
Если округлять число дней отпуска по правилам арифметики, возможны претензии со стороны контролирующих органов и споры с сотрудниками. Поэтому работодателю лучше закрепить в локальном нормативном акте правило о том, что округление производится в пользу сотрудника.
Документ: *Письмо Минтруда России от 18.10.2016 N 14-2/В-1045
-
23.11.2016
Специалисту по Госзакупкам от 23 ноября 2016 г.
23.11.2016
Минэкономразвития указало, когда по 223-ФЗ можно закупить строительные работы вместе с оборудованием
Заказчик вправе провести такую закупку, если необходимое оборудование неразрывно связано с объектом строительства.
По мнению ведомства, таким является оборудование, поставка и установка которого в дальнейшем потребуют изменения конструктивных решений объекта строительства. Последние предусматриваются в проектной документации.
Закупка в одном лоте строительных работ и поставки оборудования, которое технологически и функционально не связано с объектом строительства, может привести к ограничению конкуренции. Подобные действия запрещены Законом о защите конкуренции. Чтобы антимонопольный орган не аннулировал итоги закупки, рекомендуем заказчикам учесть разъяснения Минэкономразвития при формировании объекта закупки.