Ребёнок попадёт в плохую компанию

Хулиганы и двоечники кажутся подросткам крутыми, поэтому они мечтают попасть в их компанию. Родителям остаётся только надеяться, что их ребёнок не начнёт повторять за «плохими» ребятами.

Кира Макарова, детский психолог:

- Если вы заметили, что ребёнок начал общаться с плохой компанией, не впадайте в панику. Обсудите с ним новых друзей, но очень аккуратно. Ни в коем случае не вступайте в конфронтацию и не говорите: «С этим дружи, с этим не дружи». Подросток такие заявления может воспринять как покушение на его личную свободу.

Выслушайте и услышьте его. Намекните, что в вашей семье ведут себя по-другому. Не используйте категоричных заявлений. Высказывайте своё мнение очень корректно, уважая своего ребёнка-подростка.

Помните: вы не должны выпадать из поля общения ребёнка: не важно, в младшей, средней или старшей школе он учится. Разговаривайте с ним и интересуйтесь его жизнью. Связь нужно строить и сохранять. В идеале необходимо наладить контакт с ребёнком и заложить в него все хорошие качества ещё до подросткового возраста. Тогда проблем вы, вероятно, даже не заметите.

Ребёнок не сможет найти друзей

История, обратная предыдущей: ребёнок останется совсем без приятелей. Не найдёт общих интересов с одноклассниками, не сможет сделать первый шаг и будет одиноко сидеть за партой во время перемен.

Кира Макарова, детский психолог:

- Скромность и застенчивость могут быть обусловлены разными причинами. Ребёнок просто в силу своего характера может быть интровертом или иметь слабые лидерские качества. Тогда это просто особенность личности. Требовать от такого ребёнка быть в центре внимания и общаться со всеми — неправильно. Ему этого не нужно.

Младшие школьники нередко застенчивы, потому что родители подшучивают над их поступками, внешностью или мыслями. Иногда такие высказывания произносят в компании друзей или родственников. В моей практике подобные случаи были. Родители думают, что шутки безобидные, но из-за них школьник будет бояться быть осмеянным и постесняется начинать общение.

В средней и старшей школе проблемы другие. Подростковый период — время оценки и сравнения себя с другими людьми — друзьями, одноклассниками. Нужно смотреть, с кем проводит время ваш ребёнок, — от этого будет зависеть его самооценка и уверенность в себе. Важно помнить, что школьник не может одинаково хорошо общаться и дружить со всем классом. Если у него есть один-два друга, это уже хороший показатель.

Ребёнка будут травить

Одноклассники — злые, педагоги — предвзятые. Они будут гнобить ребёнка, он не сможет справиться с давлением, замкнётся в себе и будет страдать. Это скажется и на его будущей жизни: из-за заниженной самооценки он не сможет добиться успеха.

Кира Макарова, детский психолог:

- Главное для любого родителя — психическое здоровье ребёнка. Если его обижают в школе, обсудите это с ним, выслушайте, узнайте, как он к этому относится. Затем сходите в школу, побеседуйте с педагогом и классным руководителем. Возможно, это поможет решить проблему.

Если нет — нужно менять школу. Ребёнку необходимы комфортные условия и окружающее пространство. Согласитесь: когда взрослому человеку не нравится работа, он же не держится за неё через силу, а уходит на новое место.

Ещё я всегда советую сходить к психологу. Каждый случай индивидуален, бывает, что причина недопонимания со сверстниками лежит в самом ребёнке. Закрывать глаза на проблему нельзя.

Ребёнок не будет успевать за школьной программой

Предметов много, и по всем нужно выполнять огромный объём заданий. Плюс на уроках педагог объясняет тему целому классу, а в нём может быть и 30 человек. Если ребёнок чего-то не поймёт во время занятия, он не сможет выполнять домашнюю работу и скатится на двойки и тройки.

Валерия Архипова, репетитор по русскому и английскому языкам:

- Если ребёнок не понял тему или предмет в целом, он может обратиться за помощью к учителю в школе, походить на факультативные занятия или записаться к репетитору.

Задача репетитора — заинтересовать проблемной областью знаний. Очень часто ребята сталкиваются с неодобрением на уроках и им чисто психологически сложно поверить, что они в состоянии понять этот предмет. Репетитор должен так построить работу, чтобы у школьника появился стимул и вера в себя. Способы разные: для кого-то это кнут, для кого-то — пряник. Репетитор обязательно должен хвалить подопечного за старания и успехи.

Специалист работает персонально с каждым учеником, и подход к каждому тоже должен быть индивидуальным. Некоторые ребята чувствуют себя расслабленнее, когда репетитор ведёт себя как свой в доску, другим комфортнее, когда педагог как учитель в школе. Задача репетитора понять, что нужно ребёнку.

И очень важно! Репетитор не должен унижать ученика и отказываться от него до последнего. Нужно пробовать разные подходы и методы, пока общий язык не будет найден. Если репетитор принимает решение прекратить занятия, для ребёнка это сигнал о том, что он безнадёжен. Он может впасть в уныние и совсем перестать верить в себя.

Если цель занятий — повысить успеваемость, репетитор может помочь ребёнку с выполнением домашних заданий. Но это должно быть поощрением и исключением из правил. Постоянно делать уроки за ученика нельзя.

Ребёнок не справится с ответственностью

Вставать рано утром, спокойно сидеть несколько часов в школе, потом приходить домой и выполнять заданное. Для ребёнка такой распорядок дня слишком сложный. Он не захочет ему следовать, забьёт на учёбу и начнёт пропускать занятия.

Кира Макарова, детский психолог:

- Прививать ребёнку ответственность можно только своим примером. Если вы доводите до конца свои дела и выполняете то, что обещаете, он будет вести себя так же. Но если вы сами неорганизованны, а от ребёнка требуете послушания, будьте готовы к тому, что ничего не получится.

И не давайте ему чётких поручений по дому: никаких графиков дежурств, списков на холодильнике, галочек и поощрений. Всё должно быть добровольно.

Система поощрений — система условностей: она создаёт ощущение ненастоящей любви. Это может привести даже к неврозам. Просите, а не требуйте. И не забывайте о собственном примере.

Ребёнок не сдаст экзамены

ЕГЭ — самая страшная аббревиатура для родителей старшеклассников. Жуткие, страшные экзамены, от которых зависит будущее ребёнка. Кажется, чтобы сдать их идеально, нужно готовится с детского сада.

А ещё школьникам нужно писать итоговые контрольные, сочинения, сдавать ОГЭ в девятом классе. Выдержать давление может быть непросто.

Валерия Архипова, репетитор по русскому и английскому языку:
 

- Экзамены — это не страшно, и не нужно их бояться. Наоборот, когда ребёнок готовится к экзамену, процесс обучения становится более эффективным. Потому что есть чёткие цели и сроки, которые стимулируют школьников делать работу оперативно и качественно.

Лучше, даже когда у ученика нет предстоящих экзаменов, придумывать ему цель самостоятельно. Пусть это будет какой-то потенциальный вариант. Например, международный экзамен TOEFL или — для младших школьников — KET, PET.

Если ребёнок сильно волнуется из-за экзаменов, стоит разработать систему поощрений. Чтобы снизить уровень напряжённости, репетитор может рассказать о каком-нибудь случае из своей жизни, когда он тоже сильно переживал, но, как оказалось, зря. Это поможет успокоить ученика.

Ребёнок будет сильно уставать

Уроки шесть дней в неделю, домашние задания, кружки и секции. Свободного времени совсем нет. Ребёнок устанет и потеряет желание учиться. А то и вовсе заработает нервный срыв.

Кира Макарова, детский психолог:
 

- Следите за расписанием ребёнка. Он не должен тратить весь день на учёбу. Необходимо время на игры, прогулки, общение и здоровый сон. Задача родителя организовать режим так, чтобы ребёнок всё успевал. Если он будет ходить в секции и кружки и не переутомляться — пожалуйста. Главное — сохранить психическое здоровье ребёнка.

При правильном распорядке дня дети не будут переутомляться и всё успеют. Если возникают проблемы, помогите ребёнку разобраться и скорректировать расписание.

Не нужно забывать о таком понятии, как ведущая деятельность. Это та сфера занятий, которая способствует развитию человека. Она у всех возрастов разная. В начальной школе, например, ведущая деятельность — учебная.

Это не значит, что ребёнок весь день должен сидеть за уроками. Но чтобы личность развивалась, обязательно нужно уделять им достаточно времени. Если в младших классах у ребёнка сформируется ответственное отношение к учёбе, дальше в школе у него не будет проблем. Начиная с пятого класса, главным становится общение со сверстниками.

Источник: https://lifehacker.ru