ООО «ИЦ Консультант»
350000, Россия, Краснодарский край, г.Краснодар, ул. Октябрьская, дом 80
телефон / факс: (861) 2-555-111

Аналитические обзоры

Бухгалтеру от 12 декабря 2016 г.

12.12.2016
ФСС утвердил новые формы документов для зачета и возврата переплаты по взносам на травматизм
Юрлица будут применять новые формы с 1 января. Они будут использоваться и для возврата и зачета пеней, штрафов по взносам на травматизм, а также для возврата излишне взысканных сумм.
Среди новых форм документов следующие:
заявление о зачете излишне уплаченных сумм;
заявление о возврате излишне уплаченных сумм;
заявление о возврате излишне взысканных сумм.
Отличия новых форм от подобных форм, которые были утверждены в 2015 году, технические. Например, уточнено, что формы касаются взносов на травматизм. Вместо слов "орган контроля за уплатой страховых взносов" указаны слова "территориальный орган страховщика".
С нового года формы, утвержденные в 2015 году, не будут применяться в отношении взносов на травматизм. Но такие формы юрлица продолжат использовать, если будут одновременно выполнены два условия:
- заявлен возврат излишне уплаченных или излишне взысканных взносов на обязательное страхование на случай болезни и в связи с материнством, пеней, штрафов по ним;
- сумма излишне уплачена или излишне взыскана за отчетные или расчетные периоды, которые истекли до 1 января 2017 года.
Принятие новых форм связано с тем, что с 2017 года контролировать уплату страховых взносов будут налоговые органы, а не фонды. Исключение составляют взносы на травматизм. Их уплату по-прежнему будет контролировать ФСС.
Документы: Приказ ФСС РФ от 17.11.2016 N 458 (вступает в силу 17 декабря 2016 года); Приказ ФСС РФ от 17.11.2016 N 457 (вступает в силу 1 января 2017 года)

Законопроект о сохранении тарифов взносов на травматизм одобрен Госдумой
Если поправки станут законом, действующие тарифы не изменятся в 2017 году и в плановом периоде 2018 и 2019 годов. Законопроект прошел третье чтение.
Ставки равны 0,2 - 8,5% от выплат и иных вознаграждений, облагаемых страховыми взносами. Величина ставок зависит от класса профессионального риска, к которому отнесен основной вид деятельности организации.
Такие тарифы используются с 2006 года.
Документ: Проект Федерального закона N 15459-7 (http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=15459-7&02)
Принят в третьем чтении 7 декабря 2016 года
Есть ли к страховому тарифу взносов на травматизм скидки и надбавки? (*Путеводитель по налогам)

Госдума окончательно одобрила проект о повышении с 1 июля 2017 года МРОТ до 7800 руб.
По правительственному законопроекту МРОТ должен увеличиться на 300 руб. Сейчас он равен 7500 руб. в месяц.
Бухгалтеру нужно знать значение МРОТ, например, для расчета пособия по больничному для нового работника, который раньше нигде не трудился.
Возможно, Совфед рассмотрит законопроект уже на следующем заседании, которое запланировано на 14 декабря.
Документ: Проект Федерального закона N 15469-7 (http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=15469-7&02)
Принят в третьем чтении 7 декабря 2016 года

ВС РФ пояснил, когда кадровику не грозит штраф за молчание о приеме на работу экс-чиновника
Позиция Верховного суда обозначена в Обзоре судебной практики. Обращаем внимание: привлечение к ответственности кадровика не освобождает от штрафа организацию-работодателя.
Юрлицо-работодатель все равно заплатит штраф в рассматриваемой ситуации от 100 тыс. до 500 тыс. руб.
Уведомлять о приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего обязан новый работодатель. Когда организация направляет сообщение об этом, от ее имени выступает руководитель или уполномоченное лицо, подписавшее трудовой договор с сотрудником.
Если кадровик таким уполномоченным лицом не является, ему не грозит штраф за несообщение сведений о приеме на работу экс-чиновника. Подобная практика встречалась, например, у *Свердловского областного суда*Челябинского областного суда.
В противном случае работнику отдела кадров придется заплатить штраф от 20 тыс. до 50 тыс. руб.
Чтобы никого не привлекли к ответственности, советуем руководителю юрлица в случае передачи кадровику полномочий на подписание трудового договора с экс-чиновником проверять исполнение обязанности по сообщению сведений.
Документ: Обзор судебной практики ВС РФ по ст. 19.29 КоАП РФ, утвержденный Президиумом ВС РФ 30.11.2016 (размещен на сайте ВС РФ 1 декабря 2016 года)
Кого и как нужно уведомить о приеме на работу бывшего госслужащего? (*Путеводитель по кадровым вопросам)

* Полный текст документа Вы найдете в коммерческой версии КонсультантПлюс, установленной на Вашем компьютере.
Заказать бесплатную демонстрацию или обратиться в региональный центр КонсультантПлюс.

Специалисту по Госзакупкам от 9 декабря 2016 г.

09.12.2016
С 2017 года расширится список товаров, работ и услуг, подлежащих нормированию при госзакупках
Правительство дополнило обязательный перечень товаров, работ, услуг, для которых при госзакупках устанавливаются требования к их характеристикам.
Изменения затронут:
- федеральные госорганы;
- органы управления государственными внебюджетными фондами.
Также новшества касаются территориальных органов и подведомственных казенных и бюджетных учреждений, федеральных унитарных предприятий всех перечисленных органов.
В обязательный перечень добавлены требования, например, к услугам таксиаренде и лизингу легковых автомобилей.
Обязательный перечень используют федеральные госорганы и органы управления государственными внебюджетными фондами, когда на его основе утверждают ведомственные перечни. В ведомственных перечнях определяются требования к отдельным видам закупаемых товаров, работ, услуг, и их применяют не только указанные выше органы, но и их территориальные органы и подведомственные бюджетные, казенные учреждения.
Нормирование помогает предотвратить госзакупки предметов роскоши и товаров, работ, услуг с избыточными потребительскими свойствами.
Документ: Постановление Правительства РФ от 30.11.2016 N 1270 (вступает в силу с 1 января 2017 года)

Госзаказчик не обязан применять типовой контракт, если закупает только ремонт автомобиля
Типовой контракт не следует использовать и в случае, если объект закупки лишь диагностика либо техобслуживание автотранспортного средства. Применять типовой контракт нужно только при комплексной закупке перечисленных выше услуг. Так считает Минэкономразвития.
Полагаем, при закупках во всех указанных случаях все же лучше использовать формулировки из типовой формы. Это позволит составить проект контракта правильно и сэкономит время.
Отдельного типового контракта только на ремонт автотранспортного средства нет. По Закону N 44-ФЗ госзаказчики разрабатывают проекты контрактов для соответствующих сфер деятельности самостоятельно до тех пор, пока не будут приняты типовые контракты и условия. Утвердить их согласно Закону N 44-ФЗ могут для своих сфер федеральные органы исполнительной власти, госкорпорации "Росатом" и "Роскосмос".
Пока утверждены несколько типовых контрактов и условий. Среди них контракт на поставку медизделий, на выполнение научно-исследовательских работ.
Документ: *Письмо Минэкономразвития России от 27.10.2016 N Д28и-2847
Когда применяются типовые контракты? (*Путеводитель по договорной работе)

* Полный текст документа Вы найдете в коммерческой версии КонсультантПлюс, установленной на Вашем компьютере.
Заказать бесплатную демонстрацию или обратиться в региональный центр КонсультантПлюс.

Юристу, кадровику от 9 декабря 2016 г.

09.12.2016
Реформа ГК РФ: если заимодавец - юрлицо, договор предлагается считать заключенным до передачи денег
Законопроект подготовлен ко второму чтению. *Предлагается считать договор займа заключенным с момента, когда стороны согласовали существенные условия, если заимодавцем выступает юрлицо.
К существенным условиям договора займа относится его сумма или количество вещей, передаваемых в заем. По проекту с момента согласования таких условий договор с заимодавцем-организацией будет заключенным. Если заем будет выдавать гражданин, договор *будет считаться реальным.
По проекту отказаться от исполнения договора займа полностью или частично организация-заимодавец *сможет только в случае, если есть основания считать, что заемщик не вернет деньги или иное имущество в срок.
Сейчас любой договор займа является реальным. Если заемщику не переданы деньги или иной предмет займа, договор является незаключенным. Это значит, что между сторонами нет взаимных обязанностей, причем неважно, кто заимодавец - организация или физлицо.
Неясно, дадут ли поправки в случае их принятия право заемщику требовать от заимодавца передачи предмета займа после заключения договора. Например, договор кредита уже сейчас является консенсуальным, т.е. заключенным с момента достижения соглашения по существенным условиям. Однако несмотря на это суды давно определились: требовать от кредитора передачи денег нельзя.
Вполне возможно, что такой подход распространится и на консенсуальный договор займа, если законопроект примут. Однако важно помнить, что приведенное мнение судов касалось именно кредита как денежного обязательства. А предметом займа могут быть и иные объекты, например вещи.
Напомним, первое чтение пакет поправок к ГК РФ прошел еще в 2012 году, после чего "большой" законопроект был поделен на несколько частей. Похоже, скоро примут *очередной фрагмент. Именно в нем изложены поправки о договоре займа.
Документ: *Проект Федерального закона N 47538-6/10 (текст ко второму чтению)
Какие сделки не квалифицируются судами как договоры займа? (*Путеводитель по судебной практике)
Как согласовать предмет договора денежного займа? (*Путеводитель по договорной работе)

* Полный текст документа Вы найдете в коммерческой версии КонсультантПлюс, установленной на Вашем компьютере.
Заказать бесплатную демонстрацию или обратиться в региональный центр КонсультантПлюс.

Бухгалтеру бюджетной организации от 9 декабря 2016 г.

09.12.2016
До регистрации права оперативного управления казенное учреждение не отражает недвижимость на балансе
В бюджетном учете объект в этом случае нужно относить на забалансовый счет 01 "Имущество, полученное в пользование". Такой вывод Минфин сделал в отношении федерального имущества, которое находится у казенного учреждения. Подобной позиции ведомство придерживалось и ранее.
Инструкция N 157н не предусматривает отражения недвижимости на балансовых счетах до госрегистрации права оперативного управления. Ценности, находящиеся у учреждения, но не закрепленные за ним на праве оперативного управления, учитываются на забалансовых счетах.
Право оперативного управления на недвижимость возникает с момента его госрегистрации. С этого же момента учреждение принимает объект на учет в составе основных средств. По мнению Минфина, до этого бухгалтер должен отражать такое имущество на забалансовом счете 01.
Ведомство также отметило: эксплуатационные затраты по содержанию объекта в период до регистрации права оперативного управления признаются расходами текущего финансового года.
Согласно Инструкции N 157н их нужно относить на счет 040120200 "Расходы экономического субъекта".
Разъяснения министерства пригодятся казенным учреждениям при расчете налога на имущество. Если недвижимость отнесена на забалансовый счет, она не облагается налогом.
Документ: *Письмо Минфина России от 11.11.2016 N 02-06-10/66367

Правительство предлагает ввести санкционирование принятия и исполнения бюджетных обязательств
Изменение Бюджетного кодекса РФ затронет получателей бюджетных средств. Если проект станет законом в ближайшие недели, новшество вступит в силу с нового года.
По проекту санкционировать принятие к учету и исполнение бюджетных обязательств будут финансовые органы соответствующего уровня. При исполнении федерального бюджета - Казначейство, при исполнении бюджета субъекта РФ или муниципального образования - их финансовые органы. Сейчас согласно Бюджетному кодексу РФ такие органы санкционируют только оплату денежных обязательств.
По мнению авторов проекта, изменение позволит повысить качество планирования.
Возможно, будут скорректированы порядки санкционирования расходов бюджетов всех уровней или приняты новые взамен действующих.
Документ: Проект Федерального закона N 45980-7 (http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=45980-7)
Внесен в Госдуму 5 декабря 2016 года
Что такое санкционирование расходов бюджета? (*Путеводитель по бюджетному учету и налогам)

Минфин: юрлица могут применять разъяснения Минтруда об исчислении и уплате взносов и после 1 января
Перечень выплат, не облагаемых страховыми взносами, с 1 января не изменится, напоминает Минфин. В связи с этим по вопросу исчисления и уплаты взносов нужно учитывать письма Минтруда, которые вышли до этой даты. То, что с 2017 года заниматься взносами будут налоговые органы, значения не имеет.
С января на вопросы юрлиц об уплате страховых взносов будет отвечать Минфин. Пока этим занимается Минтруд.
Минфин рассматривает поступающие ему вопросы до двух месяцев. Этот срок может быть продлен. А когда пора уплачивать взносы, ответ организации нужен оперативно.
*Новое разъяснение Минфина фактически означает, что он согласен с Минтрудом по высказанным ранее выводам. Можно найти "старые" письма Минтруда и не задавать вопрос Минфину в таких случаях.
К примеру, актуален вопрос о начислении взносов на суммы, которые вместо суточных выплачивают работникам в однодневных командировках. Минтруд разъяснял, что эти выплаты не облагаются взносами, если:
- работник понес расходы, выполняя трудовые функции;
- есть документы, подтверждающие расходы сотрудника.
Учитывая новое разъяснение Минфина, можно предположить, что он поддерживает выводы *Минтруда по этому вопросу.
Документ: *Письмо Минфина России от 16.11.2016 N 03-04-12/67082
Какое у Минтруда мнение по поводу уплаты взносов с выплат при увольнении? (*Путеводитель по налогам)

Пенсионный фонд подготовил проект новых форм отчетности работодателей по персонифицированному учету
Среди предложенных ПФР наиболее интересны две формы - СЗВ-СТАЖ и ОДВ-1. Юрлица фактически будут включать в них сведения, которые сейчас отражаются в РСВ-1. По информации с сайта ПФР, прием от независимых экспертов заключений по проекту заканчивается на этой неделе.
Впервые форму СЗВ-СТАЖ, а вместе с ней и форму ОДВ-1 необходимо будет представить в территориальный орган ПФР в 2018 году, отчитываясь за 2017 год. Согласно проекту подавать их надо будет один раз в год.
Сейчас юрлица направляют сведения о страховом стаже работников в территориальный орган ПФР ежеквартально. Для этого применяется расчет РСВ-1. Этот же расчет, даже если проект примут, необходимо будет подавать за отчетные и расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года. Это касается как первичной, так и уточненной отчетности.
Новая форма СЗВ-СТАЖ, по сути, включает те же данные, что сейчас, - расчет РСВ-1 в части сведений о стаже. Так, предполагается, что в СЗВ-СТАЖ работодатель среди прочего отразит данные о периодах работы застрахованных лиц.
Информацию по форме СЗВ-СТАЖ необходимо будет сформировать в пакет документов и сопроводить формой ОДВ-1. В последнюю нужно будет согласно проекту вносить сведения по страхователю, которые передаются в ПФР для ведения персонифицированного учета. Например, данные о количестве работников, на которых представляются сведения по форме СЗВ-СТАЖ.
Обращаем внимание: проект не затрагивает отчетность по форме СЗВ-М. Она сохранится.
Документ: Проект постановления Правления ПФР (http://www.pfrf.ru/info/order/proekti_aktov~3290/)
Независимая экспертиза завершается 11 декабря 2016 года
Как рассчитывать и уплачивать страховые взносы с 2017 года?

* Полный текст документа Вы найдете в коммерческой версии КонсультантПлюс, установленной на Вашем компьютере.
Заказать бесплатную демонстрацию или обратиться в региональный центр КонсультантПлюс.

Бухгалтеру от 9 декабря 2016 г.

09.12.2016
Минфин: юрлица могут применять разъяснения Минтруда об исчислении и уплате взносов и после 1 января
Перечень выплат, не облагаемых страховыми взносами, с 1 января не изменится, напоминает Минфин. В связи с этим по вопросу исчисления и уплаты взносов нужно учитывать письма Минтруда, которые вышли до этой даты. То, что с 2017 года заниматься взносами будут налоговые органы, значения не имеет.
С января на вопросы юрлиц об уплате страховых взносов будет отвечать Минфин. Пока этим занимается Минтруд.
Минфин рассматривает поступающие ему вопросы до двух месяцев. Этот срок может быть продлен. А когда пора уплачивать взносы, ответ организации нужен оперативно.
*Новое разъяснение Минфина фактически означает, что он согласен с Минтрудом по высказанным ранее выводам. Можно найти "старые" письма Минтруда и не задавать вопрос Минфину в таких случаях.
К примеру, актуален вопрос о начислении взносов на суммы, которые вместо суточных выплачивают работникам в однодневных командировках. Минтруд разъяснял, что эти выплаты не облагаются взносами, если:
- работник понес расходы, выполняя трудовые функции;
- есть документы, подтверждающие расходы сотрудника.
Учитывая новое разъяснение Минфина, можно предположить, что он поддерживает выводы *Минтруда по этому вопросу.
Документ: *Письмо Минфина России от 16.11.2016 N 03-04-12/67082
Какое у Минтруда мнение по поводу уплаты взносов с выплат при увольнении? (*Путеводитель по налогам)

Пенсионный фонд подготовил проект новых форм отчетности работодателей по персонифицированному учету
Среди предложенных ПФР наиболее интересны две формы - СЗВ-СТАЖ и ОДВ-1. Юрлица фактически будут включать в них сведения, которые сейчас отражаются в РСВ-1. По информации с сайта ПФР, прием от независимых экспертов заключений по проекту заканчивается на этой неделе.
Впервые форму СЗВ-СТАЖ, а вместе с ней и форму ОДВ-1 необходимо будет представить в территориальный орган ПФР в 2018 году, отчитываясь за 2017 год. Согласно проекту подавать их надо будет один раз в год.
Сейчас юрлица направляют сведения о страховом стаже работников в территориальный орган ПФР ежеквартально. Для этого применяется расчет РСВ-1. Этот же расчет, даже если проект примут, необходимо будет подавать за отчетные и расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года. Это касается как первичной, так и уточненной отчетности.
Новая форма СЗВ-СТАЖ, по сути, включает те же данные, что сейчас, - расчет РСВ-1 в части сведений о стаже. Так, предполагается, что в СЗВ-СТАЖ работодатель среди прочего отразит данные о периодах работы застрахованных лиц.
Информацию по форме СЗВ-СТАЖ необходимо будет сформировать в пакет документов и сопроводить формой ОДВ-1. В последнюю нужно будет согласно проекту вносить сведения по страхователю, которые передаются в ПФР для ведения персонифицированного учета. Например, данные о количестве работников, на которых представляются сведения по форме СЗВ-СТАЖ.
Обращаем внимание: проект не затрагивает отчетность по форме СЗВ-М. Она сохранится.
Документ: Проект постановления Правления ПФР (http://www.pfrf.ru/info/order/proekti_aktov~3290/)
Независимая экспертиза завершается 11 декабря 2016 года

Минтруд: сертифицированные компьютеры не признаются источниками вредных производственных факторов
Вывод ведомства поможет работодателям в ситуациях, когда проводится идентификация вредных производственных факторов при спецоценке условий труда.
Если персональные компьютеры сертифицированы в соответствии с техрегламентом, они отвечают требованиям безопасности. Такие компьютеры нельзя считать источниками вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы. В числе этих факторов Минтруд назвал повышенную температуру и шум.
Эксперт организации, которая проводит спецоценку, может выявить, что из-за компьютеров на рабочих местах есть вредные производственные факторы. Комиссия работодателя вправе с этим не согласиться. В таком случае Минтруд *советует урегулировать спорные вопросы с помощью согласительного совещания. Полагаем, при этом работодателю поможет ссылка на позицию ведомства.
Документ: *Письмо Минтруда России от 27.09.2016 N 15-1/ООГ-3481
В каком порядке проводится специальная оценка условий труда? (*Путеводитель по кадровым вопросам)

* Полный текст документа Вы найдете в коммерческой версии КонсультантПлюс, установленной на Вашем компьютере.
Заказать бесплатную демонстрацию или обратиться в региональный центр КонсультантПлюс.

Специалисту по Госзакупкам от 8 декабря 2016 г.

08.12.2016
С января госзаказчики должны будут направлять в реестр контрактов больше сведений
Правительство изменило правила ведения реестра контрактов.
Наиболее важные изменения вступят в силу в 2017 году поэтапно:
- с 1 января госзаказчики должны направлять в реестр данные о размере аванса в случае, когда он предусмотрен контрактом;
- с 1 февраля при закупке лекарств госзаказчики обязаны передавать сведения об их наименовании, номере регистрационного удостоверения, лекарственной форме и иные данные;
- с 1 апреля нужно направлять больше сведений о контрактах, которые содержат гарантийные обязательства. Так, надо будет подавать информацию о гарантии качества товара, работы, услуги и сроке такой гарантии. В реестр будут вноситься и сведения о наступлении гарантийного случая, а также об исполнении обязательств по гарантии.
Перечисленные сведения сейчас в реестр контрактов не включаются.
За непредставление сведений и документов, включаемых в реестр контрактов, должностному лицу заказчика и сейчас грозит штраф в размере 20 тыс. руб. С вступлением в силу изменений он будет применяться и за ненаправление перечисленных данных.
Документ: Постановление Правительства РФ от 01.12.2016 N 1285 (вступает в силу 1 января 2017 года, за исключением отдельных положений)

* Полный текст документа Вы найдете в коммерческой версии КонсультантПлюс, установленной на Вашем компьютере.
Заказать бесплатную демонстрацию или обратиться в региональный центр КонсультантПлюс.

Юристу, кадровику от 8 декабря 2016 г.

08.12.2016
Предлагается дать арбитражным судам право отказывать в принятии иска
Сейчас отказывать в принятии иска арбитражные суды в отличие от судов общей юрисдикции не вправе.
По АПК РФ арбитражный суд должен принять иск. После этого он при наличии оснований может прекратить производство. Только тогда истцам и ответчикам становится понятно, что делу не будет дан ход. Если проект примут, это будет очевидно намного раньше.
Суды общей юрисдикции могут отказывать в принятии иска. Это закреплено в ГПК РФ и КАС РФ. Проект сближает правила АПК РФ с упомянутыми двумя кодексами.
Для арбитражных судов предполагается ввести несколько оснований для отказа в иске. Они почти идентичны основаниям прекращения производства по делу, которые сейчас есть в АПК РФ. Например, неподведомственность иска арбитражному суду, наличие решения арбитражного суда, суда общей юрисдикции или третейского суда по тому же спору.
Новшества не поменяют работу юристов. Но полезно узнать о том, как оспорить определение об отказе в принятии иска. По проекту его можно будет обжаловать в вышестоящую инстанцию. Если определение отменят, иск будет считаться поданным в день первоначального обращения в арбитражный суд.
Документ: Проект Федерального закона N 1047746-6 (http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=1047746-6)
Принят во втором чтении 2 декабря 2016 года

* Полный текст документа Вы найдете в коммерческой версии КонсультантПлюс, установленной на Вашем компьютере.
Заказать бесплатную демонстрацию или обратиться в региональный центр КонсультантПлюс.

Бухгалтеру бюджетной организации от 8 декабря 2016 г.

08.12.2016
Учреждение отражает в учете как ОС затраты на покупку оборудования вместе с программным обеспечением
Если право пользования программным обеспечением не было отдельным предметом поставки оборудования, то все расходы по договору формируют первоначальную стоимость основного средства. Так считает Минфин. Недавно он давал *аналогичное разъяснение.
От того, является ли право пользования программным обеспечением (ПО) неотделимым условием поставки оборудования, зависит бухгалтерский и бюджетный учет объектов.
Если учреждение приобретает право пользования ПО по лицензионному договору отдельно от поставки оборудования, то полученное право в бухгалтерском и бюджетном учете относится на забалансовый счет 01 "Имущество, полученное в пользование". Стоимость права пользования определяется исходя из установленной в договоре цены.
Другой порядок учета применяется, когда по договору стоимость оборудования включает стоимость права пользования ПО. В таком случае учреждение учитывает все затраты на счете 0 101 00 000 "Основные средства". Установленное ПО необходимо одновременно отразить на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" в условной оценке: один объект - один рубль.
Принимая оборудование к учету, бухгалтер учреждения должен обращать внимание на условия договора и учитывать разъяснения Минфина.
Документ: *Письмо Минфина России от 11.11.2016 N 02-07-10/66102

ВС РФ: организация обязана перечислять взносы с выплат физлицу, если оно утратило статус ИП
Такой вывод следует из *определения ВС РФ, которым отказано в передаче спора в Экономическую коллегию.
Если не уплатить взносы за период, когда контрагент-физлицо не имел статуса ИП, то с организации взыщут еще и пени.
Юрлицо заключило договоры перевозки с физлицами-предпринимателями. Организация *проверила наличие у ИП статуса, получив от них свидетельства о регистрации в качестве предпринимателей.
После заключения договора информация о предпринимателях была исключена из ЕГРИП. Затем *они снова зарегистрировались в качестве ИП.
Все это удалось установить территориальному органу ПФР. Он доначислил организации взносы с выплат физлицам-перевозчикам за период, когда те формально не вели предпринимательскую деятельность. Также юрлицу начислили пени и оштрафовали его.
Организация оспорила решение проверяющих в суде. Признать незаконным удалось только штраф.
Суд *учел, что по условиям договора перевозки ИП должны были сообщить организации об утрате своего статуса, но не сделали этого. Судьи расценили это обстоятельство как свидетельство невиновности организации в неуплате взносов. А раз нет вины, то нет и штрафа.
Для суда *имело значение и то, что при заключении договоров физлица представили свидетельства о регистрации ИП, свидетельства о постановке на учет в налоговых органах, подписали документы как предприниматели. Все это суд принял во внимание, делая вывод об отсутствии вины юрлица.
Рекомендуем проверять статус ИП, которых организация привлекает для оказания услуг или выполнения работ. Это стоит делать не только в момент заключения договора, но и в момент его исполнения. А если договор заключен надолго, то проверка нужна хотя бы раз в год.
Документ: *Определение ВС РФ от 11.11.2016 N 309-КГ16-14620
Какие выплаты облагаются страховыми взносами? (*Путеводитель по налогам)

ВС РФ: от штрафа за молчание о приеме на работу экс-чиновника не уйти, но его размер могут снизить
В обзоре практики Верховный суд указал: если организация не сообщит о приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего, такое нарушение нельзя признать малозначительным. Значит, штраф придется заплатить. Зато есть шансы добиться снижения его размера.
Малозначительность по КоАП РФ позволяет освобождать от ответственности, если нарушение не несет существенной угрозы общественным отношениям. ВС РФ считает, что в случае с несообщением о приеме на работу бывшего чиновника это правило не работает. Вывод обусловлен особой значимостью охраняемых законом общественных отношений.
Ранее аналогичные выводы уже встречались в практике нижестоящих судов. Среди них - *Верховный суд Республики Саха (Якутия)*Калининградский областной суд.
Как известно, штраф за несообщение о приеме на работу экс-чиновника составляет для организации от 100 тыс. до 500 тыс. руб. ВС РФ отметил, что суд вправе назначить юрлицу штраф ниже 100 тыс. руб., т.е. менее минимального размера. Это возможно, если нарушения работодателя выразились в следующем:
- на 1-2 дня пропущен десятидневный срок уведомления о приеме на работу бывшего госслужащего;
- допущены недочеты в содержании сообщения.
Документ: Обзор судебной практики ВС РФ по ст. 19.29 КоАП РФ, утвержденный Президиумом ВС РФ 30.11.2016 (размещен на сайте ВС РФ 1 декабря 2016 года)
Кого и как нужно уведомить о приеме на работу бывшего госслужащего? (*Путеводитель по кадровым вопросам)

* Полный текст документа Вы найдете в коммерческой версии КонсультантПлюс, установленной на Вашем компьютере.
Заказать бесплатную демонстрацию или обратиться в региональный центр КонсультантПлюс.

Бухгалтеру от 8 декабря 2016 г.

08.12.2016
Отказавшимся от печати юрлицам будет сложнее узнавать в ФСС о бывшем работодателе нового сотрудника
С 16 декабря согласно приказу Минтруда отказавшиеся от печати АО и ООО будут обязаны прикладывать к запросу в ФСС о прежнем работодателе сотрудника пакет документов.
К запросу придется приложить копии документов, которые подтвердят полномочия лица, поставившего подпись. Среди документов копия доверенности, а если лицо вправе действовать без нее - копия документа, подтверждающего такие полномочия. Полагаем, речь о копии устава.
АО и ООО, сохранившие круглую печать, продолжат заверять ею запрос. Для них появилось уточнение: печать не должна будет закрывать подпись. Заметим, что место для печати находится в запросе далеко от места для подписи. Поэтому такое правило, по сути, не поменяет то, как запрос оформляется сейчас.
Очевидно, сбор документов - более трудоемкое занятие, чем проставление печати. Значит, юрлицам, которые отказались от нее, с 16 декабря придется приложить больше усилий для оформления запроса по сравнению с организациями, продолжающими использовать печать.
Напомним, организации направляют в ФСС запрос о бывшем работодателе сотрудника, чтобы проверить данные из справки о его прежней зарплате. Справка нужна, чтобы страхователь правильно рассчитал пособие по болезни, а также по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Проверив сведения о прежнем работодателе, страхователь сможет избежать проблем с возмещением из ФСС расходов на выплату пособий. Например, если организация не существовала в отраженный в справке период, а новый работодатель использует данные из ее справки, в расчете пособия будет ошибка. Расходы на его выплату ФСС не компенсирует страхователю. Защититься от этого можно, направив запрос в территориальный орган ФСС.
Документ: Приказ Минтруда России от 15.11.2016 N 648н (вступает в силу 16 декабря 2016 года)
Когда требуется справка о сумме зарплаты? (*Путеводитель по налогам)

ВС РФ: организация обязана перечислять взносы с выплат физлицу, если оно утратило статус ИП
Такой вывод следует из *определения ВС РФ, которым отказано в передаче спора в Экономическую коллегию.
Если не уплатить взносы за период, когда контрагент-физлицо не имел статуса ИП, то с организации взыщут еще и пени.
Юрлицо заключило договоры перевозки с физлицами-предпринимателями. Организация *проверила наличие у ИП статуса, получив от них свидетельства о регистрации в качестве предпринимателей.
После заключения договора информация о предпринимателях была исключена из ЕГРИП. Затем *они снова зарегистрировались в качестве ИП.
Все это удалось установить территориальному органу ПФР. Он доначислил организации взносы с выплат физлицам-перевозчикам за период, когда те формально не вели предпринимательскую деятельность. Также юрлицу начислили пени и оштрафовали его.
Организация оспорила решение проверяющих в суде. Признать незаконным удалось только штраф.
Суд *учел, что по условиям договора перевозки ИП должны были сообщить организации об утрате своего статуса, но не сделали этого. Судьи расценили это обстоятельство как свидетельство невиновности организации в неуплате взносов. А раз нет вины, то нет и штрафа.
Для суда *имело значение и то, что при заключении договоров физлица представили свидетельства о регистрации ИП, свидетельства о постановке на учет в налоговых органах, подписали документы как предприниматели. Все это суд принял во внимание, делая вывод об отсутствии вины юрлица.
Рекомендуем проверять статус ИП, которых организация привлекает для оказания услуг или выполнения работ. Это стоит делать не только в момент заключения договора, но и в момент его исполнения. А если договор заключен надолго, то проверка нужна хотя бы раз в год.
Документ: *Определение ВС РФ от 11.11.2016 N 309-КГ16-14620
Какие выплаты облагаются страховыми взносами? (*Путеводитель по налогам)

ВС РФ: от штрафа за молчание о приеме на работу экс-чиновника не уйти, но его размер могут снизить
В обзоре практики Верховный суд указал: если организация не сообщит о приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего, такое нарушение нельзя признать малозначительным. Значит, штраф придется заплатить. Зато есть шансы добиться снижения его размера.
Малозначительность по КоАП РФ позволяет освобождать от ответственности, если нарушение не несет существенной угрозы общественным отношениям. ВС РФ считает, что в случае с несообщением о приеме на работу бывшего чиновника это правило не работает. Вывод обусловлен особой значимостью охраняемых законом общественных отношений.
Ранее аналогичные выводы уже встречались в практике нижестоящих судов. Среди них - *Верховный суд Республики Саха (Якутия)*Калининградский областной суд.
Как известно, штраф за несообщение о приеме на работу экс-чиновника составляет для организации от 100 тыс. до 500 тыс. руб. ВС РФ отметил, что суд вправе назначить юрлицу штраф ниже 100 тыс. руб., т.е. менее минимального размера. Это возможно, если нарушения работодателя выразились в следующем:
- на 1-2 дня пропущен десятидневный срок уведомления о приеме на работу бывшего госслужащего;
- допущены недочеты в содержании сообщения.
Документ: Обзор судебной практики ВС РФ по ст. 19.29 КоАП РФ, утвержденный Президиумом ВС РФ 30.11.2016 (размещен на сайте ВС РФ 1 декабря 2016 года)
Кого и как нужно уведомить о приеме на работу бывшего госслужащего? (*Путеводитель по кадровым вопросам)

* Полный текст документа Вы найдете в коммерческой версии КонсультантПлюс, установленной на Вашем компьютере.
Заказать бесплатную демонстрацию или обратиться в региональный центр КонсультантПлюс.

Специалисту по Госзакупкам от 7 декабря 2016 г.

07.12.2016
Заказчики по 223-ФЗ вправе требовать, чтобы специалисты в сфере закупок отвечали профстандарту
По мнению Минэкономразвития, заказчики по 223-ФЗ самостоятельно устанавливают требования к квалификации работников, занимающихся проведением закупок. Поэтому можно потребовать от специалистов по закупкам, чтобы их квалификация отвечала профстандарту Минтруда.
По ТК РФ, если нормативный правовой акт устанавливает требования к квалификации сотрудника, профстандарты обязательны для работодателей в части таких требований. В Законе N 223-ФЗ подобных требований нет. Следовательно, заказчик сам может определить критерии, которым должна отвечать квалификация сотрудников, проводящих закупки.
Отметим, профстандарт для специалистов по закупкам требует, чтобы у работника, который непосредственно проводит закупки, было высшее образование или профессиональное допобразование в сфере закупок. Под высшим образованием понимается как минимум бакалавриат.
Этот сотрудник должен обладать опытом практической работы в сфере закупок не менее трех лет и уметь, например, работать с закупочной документацией, пользоваться единой информационной системой.
Другие требования к квалификации специалиста по закупкам перечислены в профстандарте.
Полагаем, если заказчик решит применять профстандарт, вновь принятые сотрудники должны соответствовать его требованиям.
Уволить уже работающих сотрудников в связи с тем, что их квалификация не соответствует стандарту, нельзя. Это следует из письма Минтруда.
Документ: Письмо Минэкономразвития России от 21.11.2016 N Д28и-3048

* Полный текст документа Вы найдете в коммерческой версии КонсультантПлюс, установленной на Вашем компьютере.
Заказать бесплатную демонстрацию или обратиться в региональный центр КонсультантПлюс.