Нарушения антимонопольного законодательства: обзор ВС РФ
- Категория: Юрист

Нарушения правил технологического присоединения
Согласование с потребителем срока технологического присоединения, больше нормативного, не освобождает сетевую организацию от ответственности.
Даже если жилой дом присоединен через бесхозяйные сети или сети третьих лиц, сетевая организация обязана оформить документы, обеспечив потребителю возможность заключить договор энергоснабжения.
Нарушение срока технологического присоединения не является длящимся нарушением.
Злоупотребление доминирующим положением
Составление акта безучетного потребления без потребителя само по себе не доказывает злоупотребления сетевой организацией доминирующим положением.
Если управляющая организация мешает операторам связи в доступе к общему имуществу МКД, ее действия могут расцениваться как злоупотребление доминирующим положением.
При коллективном доминировании антимонопольная ответственность возможна только при наличии совместной модели поведения. Если конкуренция между участниками сохраняется, действия одного из них не образуют состава правонарушения.
Не являются злоупотреблением действия, направленные не на ограничение конкуренции, а на защиту своих законных интересов и соблюдение норм. Пример – ограничение веса перевозимого товара в силу правил безопасности.
Если организация, занимающая доминирующее положение, нарушает порядок применения регулируемых тарифов, ее действия квалифицируются как злоупотребление доминирующим положением, а не как нарушение порядка ценообразования.
Если не доказан факт ограничения или угрозы ограничения конкуренции, действия организации, не являющейся субъектом естественной монополии, квалифицируются по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ, а не ч. 2.
При назначении наказания суд вправе признать смягчающими обстоятельства, не перечисленные в КоАП РФ.
Для применения повышенного штрафа за длительное нарушение антимонопольного законодательства нужно доказать наличие доминирующего положения на всем протяжении вменяемого периода, а не только в части.
Антиконкурентные соглашения
Реализация участниками торгов единой стратегии для устранения конкурентной борьбы свидетельствует о создании картеля.
Даже если участники картельного соглашения не достигли запланированного результата, сам факт создания угрозы интересам добросовестных участников торгов образует состав административного правонарушения. Фактическое наступление негативных последствий выступает отягчающим обстоятельством.
Если заказчик разделил закупку на несколько договоров без согласованных действий с поставщиком, это может нарушать закон о контрактной системе, но само по себе не образует антиконкурентное соглашение.
Если одна организация осуществляет функции исполнительного органа другого юрлица, между ними возникают отношения контроля. Запреты на заключение антиконкурентных соглашений к таким лицам не применяются.
Минимальный размер штрафа за картельное соглашение на торгах определяется как одна десятая от начальной стоимости предмета торгов. Фиксированная сумма в 100 тыс. руб. применяется, если расчетный штраф окажется ниже.
При назначении наказания суд вправе признать смягчающими обстоятельства, не перечисленные в КоАП РФ.
Добровольное сообщение об антиконкурентном соглашении смягчает ответственность, только если полная информация о нем раскрыта до оглашения решения по делу.
Ограничение конкуренции органами власти
Если муниципалитет без конкурентных процедур выдает муниципальному учреждению задание на ремонт дорог, это может повлечь административную ответственность.
Недобросовестная конкуренция
Если использование чужого товарного знака не связано с введением в оборот контрафакта, нарушение квалифицируется по ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ, а не по ч. 2. Пример нарушения – использование чужого товарного знака на вывеске.
При назначении штрафа за недобросовестную конкуренцию в виде незаконного использования интеллектуальной собственности следует учитывать выручку от реализации только тех товаров, в отношении которых допущено нарушение.
Нарушение антимонопольных правил в торговле
Незаконный отказ торговой сети от исполнения договора поставки продтоваров может расцениваться как создание препятствий для доступа на товарный рынок.
Нарушение срока исполнения предписания антимонопольного органа
Если суд отказал в признании недействительным предписания антимонопольного органа, течение срока исполнения предписания не обнуляется, а возобновляется. Если предписание не выполнить вовремя, наступает административная ответственность с годичным сроком давности.
Несогласование сделок с антимонопольным органом
Покупка имущества предприятия-банкрота подлежит обязательному предварительному согласованию с антимонопольным органом, если соблюдены пороговые критерии сделки.
Непредоставление информации в антимонопольный орган
Срок давности по нарушению – 1 год.
Банки и налоговая не обязаны раскрывать сведения, составляющие банковскую или налоговую тайну, по запросу антимонопольного органа.
Обязанность по предоставлению информации не включает в себя сбор данных у третьих лиц, их обобщение или изложение в формах, не установленных нормативно.
Расчет размера штрафа и его замена
Норма о замене штрафа на предупреждение применяется и в том случае, если срок наказания по предыдущим нарушениям уже истек.
Право уплатить половину штрафа не зависит от вида госконтроля, в рамках которого было выявлено нарушение.
Субъекты малого бизнеса вправе рассчитывать на двукратное снижение штрафа даже в тех случаях, когда штраф рассчитывается на основе выручки или иных показателей, а не установлен в фиксированном размере.
После применения льготы для СМСП по ст. 4.1.2 КоАП РФ суд вправе снизить размер штрафа по ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с финансовым положением нарушителя.
Для расчета оборотного штрафа моментом выявления нарушения считается дата приказа о возбуждении дела или определения о выявлении иного нарушения, но не дата решения комиссии.
Иные процессуальные вопросы
Суд обязан сам оценивать все доказательства, в том числе решение антимонопольного органа. Такое решение не имеет преюдициального значения и подлежит проверке наряду с другими доказательствами.
Антимонопольный орган со дня изготовления своего решения в полном объеме вправе возбудить дело об административном правонарушении независимо от того, обжаловано ли решение в суде.
Если решение антимонопольного органа пересмотрено по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, срок давности привлечения к ответственности исчисляется с момента вступления в силу нового решения, а не первоначального.
Источник: КонсультантПлюс