- 09.10.2026
#бухгалтеру бюджетной организации
Бюджетное учреждение находится на основной системе налогообложения и освобождено от обязанностей налогоплательщика на основании п. 1 ст. 145 НК РФ. Учреждение сдает в аренду акционерному обществу движимое имущество муниципальной собственности. Данное имущество находится у учреждения в оперативном управлении. С акционерным обществом заключен договор аренды. Должно ли бюджетное учреждение уплачивать НДС с арендной платы? Является ли акционерное общество налоговым агентом?
Посмотреть ответ специалиста
освобождение от НДС дает учреждению на ОСН право минимум в течение 12 календарных месяцев (п. п. 3, 4 ст. 145НК РФ):
- не начислять и не платить НДС по операциям на территории РФ, за исключением продажи подакцизных товаров;
- не представлять в ИФНС декларации по НДС (ПисьмоМинфина от 11.11.2019 N 03-07-07/86820);
- не вести книгу покупок, поскольку учреждения, применяющие освобождение от НДС, не имеют права на налоговые вычеты (ПисьмоФНС от 29.04.2013 N ЕД-4-3/7895@).
В силу норм ч. 1 ст. 145 НК РФ плательщики НДС имеют право на освобождение от выполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой данного налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученная этими налогоплательщиками, без учета налога не превысила в совокупности 2 млн руб.
Согласно вопросу, названное условие выполнено, услуги по предоставлению в аренду государственного недвижимого имущества, осуществляемые налогоплательщиком - бюджетным учреждением, использующим в установленном порядке право на вышеуказанное освобождение, не подлежат обложению НДС, о чем прямо сказано Минфином в Письме от 11.04.2013 N 03-07-07/12128 ( см. Вопрос: Подлежит ли освобождению от обложения НДС передача в аренду имущества бюджетным учреждением, которое освобождено от обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ? ("Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", 2022, N 3)). Существует мнение, что если организация арендует имущество у бюджетного учреждения, которое освобождено от НДС на основании п.1.ст.145 НК РФ, акт выполненных работ учреждение выставляет без НДС, то арендатор не может выступать в роли налогового агента и перечислять сумму НДС.
В настоящий момент официальные разъяснения компетентных уполномоченных органов по данному вопросу отсутствуют.
Обращаем внимание, что изложенное мнение не является официальным разъяснением и НПА. За официальными разъяснениями организация вправе обратиться в соответствующие уполномоченные органы ( Минфин России, ФНС и др.).
Обоснование
Вопрос:Подлежит ли освобождению от обложения НДС передача в аренду имущества бюджетным учреждением, которое освобождено от обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ?
Ответ:В силу норм ч. 1 ст. 145 НК РФ плательщики НДС имеют право на освобождение от выполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой данного налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученная этими налогоплательщиками, без учета налога не превысила в совокупности 2 млн руб.
Поскольку согласно вопросу названное условие выполнено, услуги по предоставлению в аренду государственного недвижимого имущества, осуществляемые налогоплательщиком - бюджетным учреждением, использующим в установленном порядке право на вышеуказанное освобождение, не подлежат обложению НДС, о чем прямо сказано Минфином в Письме от 11.04.2013 N 03-07-07/12128.
{Вопрос: Подлежит ли освобождению от обложения НДС передача в аренду имущества бюджетным учреждением, которое освобождено от обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ? ("Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", 2022, N 3) {КонсультантПлюс}}
Что такое освобождение от НДС (для бюджетной организации)
Освобождение от НДС дает учреждению на ОСН право минимум в течение 12 календарных месяцев (п. п. 3, 4 ст. 145НК РФ):
не начислять и не платить НДС по операциям на территории РФ, за исключением продажи подакцизных товаров;
не представлять в ИФНС декларации по НДС (ПисьмоМинфина от 11.11.2019 N 03-07-07/86820);
не вести книгу покупок, поскольку учреждения, применяющие освобождение от НДС, не имеют права на налоговые вычеты (ПисьмоФНС от 29.04.2013 N ЕД-4-3/7895@).
В то же время при применении освобождения от НДС учреждению придется:
включать входной НДС, предъявленный поставщиками, в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг). Кроме этого, надо будет восстановить ранее принятый к вычету НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным, но не использованным до получения освобождения, и не полностью самортизированным ОС (п. 8 ст. 145, пп. 3 п. 2, пп. 2 п. 3 ст. 170НК РФ);
выставлять счета-фактурыс пометкой "Без налога (НДС)" при продаже товаров (работ, услуг) на территории РФ, за исключением продажи подакцизных товаров. Не должно выставлять счет-фактуру учреждение на УСН (п. 5 ст. 168НК РФ, ПисьмоМинфина от 26.05.2015 N 03-07-14/30264);
вести книгу продаж(ПисьмоФНС от 29.04.2013 N ЕД-4-3/7895@);
начислять и платить в бюджет НДС при продаже подакцизных товаров, при ввозе товаров на территорию РФ, а также при исполнении обязанностей налогового агента по НДС (например, при арендегосударственного или муниципального имущества) (п. 3 ст. 145НК РФ);
составлять счета-фактуры с выделенной суммой НДС при исполнении обязанностей налогового агента и при продаже подакцизных товаров (п. 3 ст. 168НК РФ);
подавать декларацию по НДС и платить налог за те кварталы, в которых учреждение совершило любое из следующих действий (п. п. 4, 5 ст. 173, п. 5 ст. 174НК РФ):
или исполняло обязанности налогового агента по НДС;
или продало подакцизные товары;
или выставило счет-фактуру с выделенной суммой НДС по неподакцизным товарам (ПисьмоМинфина от 26.05.2015 N 03-07-14/30264).
Учтите: если автономное учреждение применяет УСН, то освобождение от НДС возможно (п. 1 ст. 145 НК РФ):
если сумма доходов учреждения за предыдущий год не превысила в совокупности определенный лимит. Лимит доходов за 2025, 2026, 2027, 2028 гг. - 20 млн руб., за 2029 г. - 15 млн руб., за 2030 г. и последующие годы - 10 млн руб. Это правило действует независимо от того, какой налоговый режим применялся в предыдущем году. Освобождение от НДС действует, пока сумма доходов с начала года не превысит 20 млн руб. - за 2026, 2027, 2028, 2029 гг., 15 млн руб. - за 2030 г., 10 млн руб. - за 2031 г. и последующие годы. С 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда лимит превышен, освобождение не применяется (п. 5 ст. 145НК РФ);
учреждение является вновь созданным.
Предпринимать какие-то действия, чтобы получить освобождение от НДС при УСН, не нужно: оно действует, если необходимые условиясоблюдаются.
{Типовая ситуация: Что такое освобождение от НДС (для бюджетной организации) (Издательство "Главная книга", 2026) {КонсультантПлюс}}
Облагается ли операция по сдаче основного средства в аренду НДС
Операции по сдаче в аренду имущества:
бюджетными (автономными) учреждениямиоблагаются НДС как операции по реализации услуг (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Налоговую базу при сдаче имущества в аренду определите как стоимость аренды без включения в нее НДС (п. 1 ст. 154НК РФ). НДС предъявите арендатору дополнительно к сумме арендных платежей (п. 1 ст. 168НК РФ, Письма Минфина России от 16.06.2025 N 03-07-11/57831, от 17.06.2019 N 03-07-14/43975).
Как отразить в налоговом учете операции по сдаче основного средства в операционную аренду
Документами, которые подтверждают получение дохода, являются договор аренды, счет-фактура, выписка по счету. Акт приемки-передачи оказанных услуг по аренде оформляйте, если это предусмотрено договором аренды (Письма Минфина России от 25.03.2019 N 03-03-06/1/20067, от 24.03.2014 N 03-03-06/1/12764).
Готовое решение: Как оформить и отразить в учете учреждения-арендодателя основные средства, переданные в операционную аренду (КонсультантПлюс, 2026) {КонсультантПлюс}
- не начислять и не платить НДС по операциям на территории РФ, за исключением продажи подакцизных товаров;
- не представлять в ИФНС декларации по НДС (ПисьмоМинфина от 11.11.2019 N 03-07-07/86820);
- не вести книгу покупок, поскольку учреждения, применяющие освобождение от НДС, не имеют права на налоговые вычеты (ПисьмоФНС от 29.04.2013 N ЕД-4-3/7895@).
В силу норм ч. 1 ст. 145 НК РФ плательщики НДС имеют право на освобождение от выполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой данного налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученная этими налогоплательщиками, без учета налога не превысила в совокупности 2 млн руб.
Согласно вопросу, названное условие выполнено, услуги по предоставлению в аренду государственного недвижимого имущества, осуществляемые налогоплательщиком - бюджетным учреждением, использующим в установленном порядке право на вышеуказанное освобождение, не подлежат обложению НДС, о чем прямо сказано Минфином в Письме от 11.04.2013 N 03-07-07/12128 ( см. Вопрос: Подлежит ли освобождению от обложения НДС передача в аренду имущества бюджетным учреждением, которое освобождено от обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ? ("Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", 2022, N 3)). Существует мнение, что если организация арендует имущество у бюджетного учреждения, которое освобождено от НДС на основании п.1.ст.145 НК РФ, акт выполненных работ учреждение выставляет без НДС, то арендатор не может выступать в роли налогового агента и перечислять сумму НДС.
В настоящий момент официальные разъяснения компетентных уполномоченных органов по данному вопросу отсутствуют.
Обращаем внимание, что изложенное мнение не является официальным разъяснением и НПА. За официальными разъяснениями организация вправе обратиться в соответствующие уполномоченные органы ( Минфин России, ФНС и др.).
Обоснование
Вопрос:Подлежит ли освобождению от обложения НДС передача в аренду имущества бюджетным учреждением, которое освобождено от обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ?
Ответ:В силу норм ч. 1 ст. 145 НК РФ плательщики НДС имеют право на освобождение от выполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой данного налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученная этими налогоплательщиками, без учета налога не превысила в совокупности 2 млн руб.
Поскольку согласно вопросу названное условие выполнено, услуги по предоставлению в аренду государственного недвижимого имущества, осуществляемые налогоплательщиком - бюджетным учреждением, использующим в установленном порядке право на вышеуказанное освобождение, не подлежат обложению НДС, о чем прямо сказано Минфином в Письме от 11.04.2013 N 03-07-07/12128.
{Вопрос: Подлежит ли освобождению от обложения НДС передача в аренду имущества бюджетным учреждением, которое освобождено от обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ? ("Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", 2022, N 3) {КонсультантПлюс}}
Что такое освобождение от НДС (для бюджетной организации)
Освобождение от НДС дает учреждению на ОСН право минимум в течение 12 календарных месяцев (п. п. 3, 4 ст. 145НК РФ):
не начислять и не платить НДС по операциям на территории РФ, за исключением продажи подакцизных товаров;
не представлять в ИФНС декларации по НДС (ПисьмоМинфина от 11.11.2019 N 03-07-07/86820);
не вести книгу покупок, поскольку учреждения, применяющие освобождение от НДС, не имеют права на налоговые вычеты (ПисьмоФНС от 29.04.2013 N ЕД-4-3/7895@).
В то же время при применении освобождения от НДС учреждению придется:
включать входной НДС, предъявленный поставщиками, в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг). Кроме этого, надо будет восстановить ранее принятый к вычету НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным, но не использованным до получения освобождения, и не полностью самортизированным ОС (п. 8 ст. 145, пп. 3 п. 2, пп. 2 п. 3 ст. 170НК РФ);
выставлять счета-фактурыс пометкой "Без налога (НДС)" при продаже товаров (работ, услуг) на территории РФ, за исключением продажи подакцизных товаров. Не должно выставлять счет-фактуру учреждение на УСН (п. 5 ст. 168НК РФ, ПисьмоМинфина от 26.05.2015 N 03-07-14/30264);
вести книгу продаж(ПисьмоФНС от 29.04.2013 N ЕД-4-3/7895@);
начислять и платить в бюджет НДС при продаже подакцизных товаров, при ввозе товаров на территорию РФ, а также при исполнении обязанностей налогового агента по НДС (например, при арендегосударственного или муниципального имущества) (п. 3 ст. 145НК РФ);
составлять счета-фактуры с выделенной суммой НДС при исполнении обязанностей налогового агента и при продаже подакцизных товаров (п. 3 ст. 168НК РФ);
подавать декларацию по НДС и платить налог за те кварталы, в которых учреждение совершило любое из следующих действий (п. п. 4, 5 ст. 173, п. 5 ст. 174НК РФ):
или исполняло обязанности налогового агента по НДС;
или продало подакцизные товары;
или выставило счет-фактуру с выделенной суммой НДС по неподакцизным товарам (ПисьмоМинфина от 26.05.2015 N 03-07-14/30264).
Учтите: если автономное учреждение применяет УСН, то освобождение от НДС возможно (п. 1 ст. 145 НК РФ):
если сумма доходов учреждения за предыдущий год не превысила в совокупности определенный лимит. Лимит доходов за 2025, 2026, 2027, 2028 гг. - 20 млн руб., за 2029 г. - 15 млн руб., за 2030 г. и последующие годы - 10 млн руб. Это правило действует независимо от того, какой налоговый режим применялся в предыдущем году. Освобождение от НДС действует, пока сумма доходов с начала года не превысит 20 млн руб. - за 2026, 2027, 2028, 2029 гг., 15 млн руб. - за 2030 г., 10 млн руб. - за 2031 г. и последующие годы. С 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда лимит превышен, освобождение не применяется (п. 5 ст. 145НК РФ);
учреждение является вновь созданным.
Предпринимать какие-то действия, чтобы получить освобождение от НДС при УСН, не нужно: оно действует, если необходимые условиясоблюдаются.
{Типовая ситуация: Что такое освобождение от НДС (для бюджетной организации) (Издательство "Главная книга", 2026) {КонсультантПлюс}}
Облагается ли операция по сдаче основного средства в аренду НДС
Операции по сдаче в аренду имущества:
бюджетными (автономными) учреждениямиоблагаются НДС как операции по реализации услуг (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Налоговую базу при сдаче имущества в аренду определите как стоимость аренды без включения в нее НДС (п. 1 ст. 154НК РФ). НДС предъявите арендатору дополнительно к сумме арендных платежей (п. 1 ст. 168НК РФ, Письма Минфина России от 16.06.2025 N 03-07-11/57831, от 17.06.2019 N 03-07-14/43975).
Как отразить в налоговом учете операции по сдаче основного средства в операционную аренду
Документами, которые подтверждают получение дохода, являются договор аренды, счет-фактура, выписка по счету. Акт приемки-передачи оказанных услуг по аренде оформляйте, если это предусмотрено договором аренды (Письма Минфина России от 25.03.2019 N 03-03-06/1/20067, от 24.03.2014 N 03-03-06/1/12764).
Готовое решение: Как оформить и отразить в учете учреждения-арендодателя основные средства, переданные в операционную аренду (КонсультантПлюс, 2026) {КонсультантПлюс}
#бухгалтеру
ООО 1 января перешло с УСН на ОСН. Должно ли ООО отразить дебиторскую задолженность по займам (предоставляло другому ООО) в составе доходов по УСН при переходе на общую систему налогообложения?
Посмотреть ответ специалиста
При переходе с УСН на ОСН в доходы надо включить начисленные проценты по выданным займам (задолженность по начисленным процентам по договору займа), которые в период применения специального режима не были уплачены заемщиками (п. 2 ст. 346.25НК РФ; Письмо Минфина России от 22.01.2016 N 03-03-06/1/2265 (п. 1)). Сделать это нужно в первом отчетном периоде применения ОСН. Задолженность по телу займа (сам выданный займ), а также по беспроцентным займам в доходах не учитывается.
Обоснование
УСН: При выдаче займа расходов у вас не возникает. Сумма выданного займа расходом не является, так как такой расход прямо не поименован в перечне, установленном п. 1 ст. 346.16НК РФ, и не учитывается в расходах по правилам гл. 25НК РФ (п. 12 ст. 270, пп. 45 п. 1 ст. 346.16НК РФ)).
Возврат займа доходом при УСН не является. Сумму займа, которую вам вернул заемщик, при налогообложении не учитывайте и в облагаемый доход не включайте (пп. 10 п. 1 ст. 251, пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15НК РФ).
Проценты по займу при УСНвключайте в доходы (пп. 2 п. 1 ст. 248, п. 6 ст. 250, п. 1 ст. 346.15НК РФ).
Доход признавайте на дату поступления денег на ваш счет в банке, на счет цифрового рубля или в кассу. А если проценты заемщик погашает неденежным способом, доход признавайтена дату получения от него имущества (работ, услуг, имущественных прав) либо на момент погашения задолженности другим способом (п. 1 ст. 346.17НК РФ).
Готовое решение: Учет кредитов и займов при УСН (КонсультантПлюс, 2026) {КонсультантПлюс}
Последствия по налогу на прибыль при выдаче беспроцентного займа учредителю-организации
Выданный заем в расходах не учитывайте, а возврат займа не включайте в доходы (пп. 10 п. 1 ст. 251, п. 12 ст. 270НК РФ). Готовое решение: Налогообложение выдачи беспроцентного займа учредителю (КонсультантПлюс, 2026) {КонсультантПлюс}
Выданный беспроцентный заем не влияет на расчет налога на прибыль. Сумму выданного займа не учитывают в расходах, а возврат займа не относят к доходам заимодавца(пп. 10 п. 1 ст. 251, п. 12 ст. 270НК РФ).
Готовое решение: Влияет ли предоставление (получение) беспроцентного займа на расчет налога на прибыль (КонсультантПлюс, 2026) {КонсультантПлюс}
Как заимодавцу учесть проценты по займам при расчете налога на прибыль
Проценты по займам признают в составе внереализационных доходов в сумме, исчисленной исходя из фактической ставки, установленной договором (п. 6 ч. 2 ст. 250, п. 1 ст. 269НК РФ).
При применении метода начисленияпроценты, независимо от установленных договором сроков их выплаты, признают в составе доходов на конец каждого месяца в течение срока действия договора займа (п. п. 3, 4 ст. 328, п. 6 ст. 271НК РФ). Если действие договора прекращается в течение календарного месяца, то доход в виде процентов признают на дату прекращения действия договора (п. 6 ст. 271НК РФ).
Готовое решение: Как учитывать проценты по займам и кредитам при расчете налога на прибыль (КонсультантПлюс, 2026) {КонсультантПлюс}
Как определить доходы при переходе с УСН на ОСН
Если вы будете применять метод начисления, то при переходе на общий режим учтите в доходах по налогу на прибыль сумму дебиторской задолженности, которая возникла, когда вы применяли УСН. Сделать это нужно в первом отчетном периоде применения ОСН.При этом не имеет значения, когда вам фактически погасят задолженность (п. 2 ст. 346.25НК РФ, ПисьмоМинфина России от 04.04.2013 N 03-11-06/2/10983).
Такие же правила применяйте и для не учтенных на УСН доходов в виде процентов по долговым обязательствам, которые возникли в период применения УСН(ПисьмоМинфина России от 23.03.2015 N 03-03-10/15689 (направлено ПисьмомФНС России от 14.08.2015 N ГД-4-3/14371)).
При этом суммы авансов и оплаты в счет будущей поставки, полученные до перехода на ОСН, учитывать в доходах по налогу на прибыль не нужно. Поскольку эти суммы уже были вами учтены на УСН при их получении (п. 1 ст. 346.17НК РФ).
Если же вы решили применять кассовый метод, то переходных правил учета доходов нет. Продолжайте их признавать как и на УСН - по мере поступления на расчетный счет, в кассу или иным образом в общем порядке.
Готовое решение: Как организации и ИП добровольно перейти с УСН на ОСН (КонсультантПлюс, 2026) {КонсультантПлюс}
По мнению Минфина, при присоединении компании на УСН к организации на ОСН, применяющей метод начисления, следует соблюдать правила для перехода с УСН на общую систему, установленные п. 2 ст. 346.25НК РФ <12>. Это значит, что неучтенные (неуплаченные) проценты по договору займа, заключенному в период применения УСН, при переходе на ОСН следует отразить в составе налоговых доходов в месяце перехода (при присоединении)<13>. <13> ПисьмоМинфина от 11.07.2014 N 03-03-06/1/33868.
Статья: Решаем "прибыльные" ребусы - 8 вопросов об учете расходов и не только (Капанина Ю.В.) ("Главная книга", 2026, N 13) {КонсультантПлюс}
Обоснование
УСН: При выдаче займа расходов у вас не возникает. Сумма выданного займа расходом не является, так как такой расход прямо не поименован в перечне, установленном п. 1 ст. 346.16НК РФ, и не учитывается в расходах по правилам гл. 25НК РФ (п. 12 ст. 270, пп. 45 п. 1 ст. 346.16НК РФ)).
Возврат займа доходом при УСН не является. Сумму займа, которую вам вернул заемщик, при налогообложении не учитывайте и в облагаемый доход не включайте (пп. 10 п. 1 ст. 251, пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15НК РФ).
Проценты по займу при УСНвключайте в доходы (пп. 2 п. 1 ст. 248, п. 6 ст. 250, п. 1 ст. 346.15НК РФ).
Доход признавайте на дату поступления денег на ваш счет в банке, на счет цифрового рубля или в кассу. А если проценты заемщик погашает неденежным способом, доход признавайтена дату получения от него имущества (работ, услуг, имущественных прав) либо на момент погашения задолженности другим способом (п. 1 ст. 346.17НК РФ).
Готовое решение: Учет кредитов и займов при УСН (КонсультантПлюс, 2026) {КонсультантПлюс}
Последствия по налогу на прибыль при выдаче беспроцентного займа учредителю-организации
Выданный заем в расходах не учитывайте, а возврат займа не включайте в доходы (пп. 10 п. 1 ст. 251, п. 12 ст. 270НК РФ). Готовое решение: Налогообложение выдачи беспроцентного займа учредителю (КонсультантПлюс, 2026) {КонсультантПлюс}
Выданный беспроцентный заем не влияет на расчет налога на прибыль. Сумму выданного займа не учитывают в расходах, а возврат займа не относят к доходам заимодавца(пп. 10 п. 1 ст. 251, п. 12 ст. 270НК РФ).
Готовое решение: Влияет ли предоставление (получение) беспроцентного займа на расчет налога на прибыль (КонсультантПлюс, 2026) {КонсультантПлюс}
Как заимодавцу учесть проценты по займам при расчете налога на прибыль
Проценты по займам признают в составе внереализационных доходов в сумме, исчисленной исходя из фактической ставки, установленной договором (п. 6 ч. 2 ст. 250, п. 1 ст. 269НК РФ).
При применении метода начисленияпроценты, независимо от установленных договором сроков их выплаты, признают в составе доходов на конец каждого месяца в течение срока действия договора займа (п. п. 3, 4 ст. 328, п. 6 ст. 271НК РФ). Если действие договора прекращается в течение календарного месяца, то доход в виде процентов признают на дату прекращения действия договора (п. 6 ст. 271НК РФ).
Готовое решение: Как учитывать проценты по займам и кредитам при расчете налога на прибыль (КонсультантПлюс, 2026) {КонсультантПлюс}
Как определить доходы при переходе с УСН на ОСН
Если вы будете применять метод начисления, то при переходе на общий режим учтите в доходах по налогу на прибыль сумму дебиторской задолженности, которая возникла, когда вы применяли УСН. Сделать это нужно в первом отчетном периоде применения ОСН.При этом не имеет значения, когда вам фактически погасят задолженность (п. 2 ст. 346.25НК РФ, ПисьмоМинфина России от 04.04.2013 N 03-11-06/2/10983).
Такие же правила применяйте и для не учтенных на УСН доходов в виде процентов по долговым обязательствам, которые возникли в период применения УСН(ПисьмоМинфина России от 23.03.2015 N 03-03-10/15689 (направлено ПисьмомФНС России от 14.08.2015 N ГД-4-3/14371)).
При этом суммы авансов и оплаты в счет будущей поставки, полученные до перехода на ОСН, учитывать в доходах по налогу на прибыль не нужно. Поскольку эти суммы уже были вами учтены на УСН при их получении (п. 1 ст. 346.17НК РФ).
Если же вы решили применять кассовый метод, то переходных правил учета доходов нет. Продолжайте их признавать как и на УСН - по мере поступления на расчетный счет, в кассу или иным образом в общем порядке.
Готовое решение: Как организации и ИП добровольно перейти с УСН на ОСН (КонсультантПлюс, 2026) {КонсультантПлюс}
По мнению Минфина, при присоединении компании на УСН к организации на ОСН, применяющей метод начисления, следует соблюдать правила для перехода с УСН на общую систему, установленные п. 2 ст. 346.25НК РФ <12>. Это значит, что неучтенные (неуплаченные) проценты по договору займа, заключенному в период применения УСН, при переходе на ОСН следует отразить в составе налоговых доходов в месяце перехода (при присоединении)<13>. <13> ПисьмоМинфина от 11.07.2014 N 03-03-06/1/33868.
Статья: Решаем "прибыльные" ребусы - 8 вопросов об учете расходов и не только (Капанина Ю.В.) ("Главная книга", 2026, N 13) {КонсультантПлюс}
#кадровику
При падении беспилотника пострадал работник. Как это расценивать? Несчастный случай на производстве или терроризм? Какие должны быть действия работодателя при этом? Если это несчастный случай на производстве, то необходимо ли проводить расследование? Интересует информация по вопросу с учетом всех последних изменений законодательства.
Посмотреть ответ специалиста
Прямого и однозначного ответа на ваш вопрос в системе КонсультантПлюс не найдено. Вместе с тем из положений частей первой и третьей статьи 227 ТК РФ следует, что расследованию в установленном порядке как несчастные случаи, подлежат все несчастные случаи, происшедшие с работником, в рабочее время и на территории работодателя или в местах, где работники находились по его распоряжению.
Решение о том, является ли несчастный случай производственной травмой или несчастным случаем, не связанным с производством, принимает комиссия по итогам расследования несчастного случая (ч. 5 ст. 229.2 ТК РФ).
Производственной может быть травма, полученная в результате любого внешнего воздействия (ч.3 ст. 227 ТК РФ). Кроме того, согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, положениями ТК РФ, регулирующими вопросы расследования несчастных случаев на производстве (ст.ст. 227-231), возможна квалификации в качестве несчастных случаев, связанных с производством, и таких случаев, при которых вред работнику причинен третьим лицом, не являющееся работодателем этого работника (п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.03.2011 N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").
Таким образом, не исключена возможность признания несчастного случая, произошедшего с работником в результате падения или атаки БПЛА, производственной травмой. Данный вывод подтверждается и имеющейся судебной практикой.
О том, как расследовать несчастные случае на производстве, смотреть отдельный материал, прикрепленный к ответу.
Полагаем, что в описанной в обращении ситуации необходимо провести расследование несчастного случая, произошедшего с работникам, по нормам ТК РФ, независимо от того, признается такой случай терактом или нет. Квалификацию террористического акта, как такового, могут дать только правоохранительные органы.
Обоснование
Какая травма признается производственной
Понятие "производственная травма" в законе не определено. На практике считается, что это травма, которая получена из-за несчастного случая на производстве. Она характеризуется наличием определенных признаков. К ним относятся, в частности, такие (ст. 227 ТК РФ, п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.03.2011 N 2):
· травму получил работник (другое лицо, участвующее в вашей производственной деятельности, например студент-практикант на производстве);
· травма получена при исполнении трудовых обязанностей, выполнении какой-либо работы по вашему поручению, совершении других правомерных действий в ваших интересах или обусловленных трудовыми отношениями;
· травма получена на территории вашей организации либо в месте, где работник или другое лицо исполняет свои обязанности, либо во время поездки на работу или обратно на служебном транспорте, личном транспорте, если он используется в служебных целях по вашему поручению или по соглашению, при следовании в командировку и обратно;
· травма получена в рабочее время, в том числе во время установленных перерывов, согласованной сверхурочной работы или работы в выходной или нерабочий праздничный день.
Решение о том, является ли травма производственной, принимает комиссия по итогам расследования несчастного случая (ч. 5 ст. 229.2 ТК РФ).
Готовое решение: Как расследовать и оформить несчастные случаи на производстве (КонсультантПлюс, 2026) {КонсультантПлюс}
Расследовать надо все несчастные случаи, происшедшие на территории работодателя или в местах, где работники находились по его распоряжению. ...
Производственной может быть травма, полученная в результате любого внешнего воздействия, включая укусы насекомых. ...
{Типовая ситуация: Несчастный случай на производстве: расследование, оформление, выплаты (Издательство "Главная книга", 2026) {КонсультантПлюс}}
Надлежит учитывать, что положениями Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), регулирующими вопросы расследования несчастных случаев на производстве (статьи 227 - 231), предусматривается возможность квалификации в качестве несчастных случаев, связанных с производством, и составление актов по форме Н-1 по всем несчастным случаям, имевшим место при исполнении работниками их трудовых обязанностей, даже если в причинении вреда работнику виновно исключительно третье лицо, не являющееся работодателем этого работника. Следовательно, по всем случаям, признанным связанными с производством, пострадавший работник со дня наступления страхового случая в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ вправе требовать обеспечения по страхованию.
{Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.03.2011 N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" {КонсультантПлюс}}
В., находясь 20 августа 2023 г. в 3 часа 10 минут на своем рабочем месте (в помещении дикторской), была травмирована из-за попадания в кровлю беспилотного летательного аппарата.
Произошедшее квалифицировано как несчастный случай на производстве, о чем 23 августа 2023 г. комиссией работодателя составлен соответствующий акт. ...
Доводы кассационной жалобы об отсутствии вины работодателя в произошедшем несчастном случае, приведенные со ссылкой на то, что причинение вреда здоровью истца вызвано не какими-либо неправомерными действиями работодателя, а связаны с действиями вооруженных сил Украины, а также на факт возбуждение уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного пунктами "а" и "в" части 2 статьи 205 Уголовного кодекса Российской Федерации, в отношении неустановленных военнослужащих вооруженных сил Украины, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений при установленных обстоятельствах, свидетельствующих о допущенных со стороны работодателя нарушениях статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации в части выполнения возложенной на него обязанности по обеспечению безопасных условий труда.
{Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 28.10.2025 N 88-27700/2025 (УИД 46RS0029-01-2024-000942-49) {КонсультантПлюс}}
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что террористический акт является форс-мажорным обстоятельством, у работодателя не существует мер против БПЛА, оснащение автобусов специальными приборами обнаружения не предусмотрено законом и не является обязательным, на предприятия, расположенные в Ракитянском районе, не распространяются требования оперативного штаба по оснащению транспортных средств средствами защиты, подлежат отклонению, поскольку Ракитянский район также расположен в непосредственной близости от границы с Украиной, и работодатель, достоверно зная об обстановке в этом районе, в том числе по маршруту, по которому передвигался истец, должен был предпринять все зависящие от него меры для обеспечения истца безопасным условиям труда.
{Апелляционное определение Белгородского областного суда от 21.07.2026 N 33-3566/2026 (УИД 31RS0018-01-2026-000014-40) {КонсультантПлюс}}
Вопрос: Работник ехал на вахту в поезде, который сошел с рельсов в результате теракта. Работник получил травму (ушиб грудной клетки). Что в этом случае должна делать организация? Нужно ли расследовать этот случай?
Ответ: Является ли травма, полученная работником, производственной или нет, определяет комиссия по расследованию несчастного случая. Поэтому расследование и в описанной в вопросе ситуации проводить необходимо.
Правовое обоснование: Согласно ч. 1 ст. 227 ТК РФ расследованию и учету в соответствии с гл. 36.1 ТК РФ подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.
Расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены: телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми; повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших, если указанные события произошли:
- в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни (абз. 2 ч. 3 ст. 227 ТК РФ).
{Вопрос: Работник ехал на вахту в поезде, который сошел с рельсов в результате теракта. Работник получил травму (ушиб грудной клетки). Что в этом случае должна делать организация? Нужно ли расследовать этот случай? ("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025) {КонсультантПлюс}}
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о противодействии терроризму под террористическим актом понимается совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
За разъяснением понятий, содержащихся в указанном определении, следует обратиться к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 N 1, согласно абз. 2, 3 п. 2 которого устрашающими население могут быть признаны такие действия, которые по своему характеру способны вызвать страх у людей за свою жизнь и здоровье, безопасность близких, сохранность имущества и т.п.
Опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий должна быть реальной, что определяется в каждом конкретном случае с учетом места, времени, орудий, средств, способа совершения преступления и других обстоятельств дела (данных о количестве людей, находившихся в районе места взрыва, о мощности и поражающей способности использованного взрывного устройства и т.п.).
Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 N 1 под иными действиями, устрашающими население и создающими опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, следует понимать действия, сопоставимые по последствиям со взрывом или поджогом, например устройство аварий на объектах жизнеобеспечения; разрушение транспортных коммуникаций; заражение источников питьевого водоснабжения и продуктов питания; распространение болезнетворных микробов, способных вызвать эпидемию или эпизоотию; радиоактивное, химическое, биологическое (бактериологическое) и иное заражение местности; вооруженное нападение на населенные пункты, обстрелы жилых домов, школ, больниц, административных зданий, мест дислокации (расположения) военнослужащих или сотрудников правоохранительных органов; захват и (или) разрушение зданий, вокзалов, портов, культурных или религиозных сооружений.
Как следует из абз. 5 преамбулы Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 N 1, в целях уголовно-правового обеспечения противодействия терроризму и в интересах выполнения международных обязательств УК РФ устанавливает ответственность за совершение преступлений террористической направленности, предусмотренных ст.ст.205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361.
Статья: Терроризм: понятие и противодействие (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2026) {КонсультантПлюс}
Решение о том, является ли несчастный случай производственной травмой или несчастным случаем, не связанным с производством, принимает комиссия по итогам расследования несчастного случая (ч. 5 ст. 229.2 ТК РФ).
Производственной может быть травма, полученная в результате любого внешнего воздействия (ч.3 ст. 227 ТК РФ). Кроме того, согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, положениями ТК РФ, регулирующими вопросы расследования несчастных случаев на производстве (ст.ст. 227-231), возможна квалификации в качестве несчастных случаев, связанных с производством, и таких случаев, при которых вред работнику причинен третьим лицом, не являющееся работодателем этого работника (п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.03.2011 N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").
Таким образом, не исключена возможность признания несчастного случая, произошедшего с работником в результате падения или атаки БПЛА, производственной травмой. Данный вывод подтверждается и имеющейся судебной практикой.
О том, как расследовать несчастные случае на производстве, смотреть отдельный материал, прикрепленный к ответу.
Полагаем, что в описанной в обращении ситуации необходимо провести расследование несчастного случая, произошедшего с работникам, по нормам ТК РФ, независимо от того, признается такой случай терактом или нет. Квалификацию террористического акта, как такового, могут дать только правоохранительные органы.
Обоснование
Какая травма признается производственной
Понятие "производственная травма" в законе не определено. На практике считается, что это травма, которая получена из-за несчастного случая на производстве. Она характеризуется наличием определенных признаков. К ним относятся, в частности, такие (ст. 227 ТК РФ, п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.03.2011 N 2):
· травму получил работник (другое лицо, участвующее в вашей производственной деятельности, например студент-практикант на производстве);
· травма получена при исполнении трудовых обязанностей, выполнении какой-либо работы по вашему поручению, совершении других правомерных действий в ваших интересах или обусловленных трудовыми отношениями;
· травма получена на территории вашей организации либо в месте, где работник или другое лицо исполняет свои обязанности, либо во время поездки на работу или обратно на служебном транспорте, личном транспорте, если он используется в служебных целях по вашему поручению или по соглашению, при следовании в командировку и обратно;
· травма получена в рабочее время, в том числе во время установленных перерывов, согласованной сверхурочной работы или работы в выходной или нерабочий праздничный день.
Решение о том, является ли травма производственной, принимает комиссия по итогам расследования несчастного случая (ч. 5 ст. 229.2 ТК РФ).
Готовое решение: Как расследовать и оформить несчастные случаи на производстве (КонсультантПлюс, 2026) {КонсультантПлюс}
Расследовать надо все несчастные случаи, происшедшие на территории работодателя или в местах, где работники находились по его распоряжению. ...
Производственной может быть травма, полученная в результате любого внешнего воздействия, включая укусы насекомых. ...
{Типовая ситуация: Несчастный случай на производстве: расследование, оформление, выплаты (Издательство "Главная книга", 2026) {КонсультантПлюс}}
Надлежит учитывать, что положениями Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), регулирующими вопросы расследования несчастных случаев на производстве (статьи 227 - 231), предусматривается возможность квалификации в качестве несчастных случаев, связанных с производством, и составление актов по форме Н-1 по всем несчастным случаям, имевшим место при исполнении работниками их трудовых обязанностей, даже если в причинении вреда работнику виновно исключительно третье лицо, не являющееся работодателем этого работника. Следовательно, по всем случаям, признанным связанными с производством, пострадавший работник со дня наступления страхового случая в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ вправе требовать обеспечения по страхованию.
{Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.03.2011 N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" {КонсультантПлюс}}
В., находясь 20 августа 2023 г. в 3 часа 10 минут на своем рабочем месте (в помещении дикторской), была травмирована из-за попадания в кровлю беспилотного летательного аппарата.
Произошедшее квалифицировано как несчастный случай на производстве, о чем 23 августа 2023 г. комиссией работодателя составлен соответствующий акт. ...
Доводы кассационной жалобы об отсутствии вины работодателя в произошедшем несчастном случае, приведенные со ссылкой на то, что причинение вреда здоровью истца вызвано не какими-либо неправомерными действиями работодателя, а связаны с действиями вооруженных сил Украины, а также на факт возбуждение уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного пунктами "а" и "в" части 2 статьи 205 Уголовного кодекса Российской Федерации, в отношении неустановленных военнослужащих вооруженных сил Украины, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений при установленных обстоятельствах, свидетельствующих о допущенных со стороны работодателя нарушениях статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации в части выполнения возложенной на него обязанности по обеспечению безопасных условий труда.
{Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 28.10.2025 N 88-27700/2025 (УИД 46RS0029-01-2024-000942-49) {КонсультантПлюс}}
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что террористический акт является форс-мажорным обстоятельством, у работодателя не существует мер против БПЛА, оснащение автобусов специальными приборами обнаружения не предусмотрено законом и не является обязательным, на предприятия, расположенные в Ракитянском районе, не распространяются требования оперативного штаба по оснащению транспортных средств средствами защиты, подлежат отклонению, поскольку Ракитянский район также расположен в непосредственной близости от границы с Украиной, и работодатель, достоверно зная об обстановке в этом районе, в том числе по маршруту, по которому передвигался истец, должен был предпринять все зависящие от него меры для обеспечения истца безопасным условиям труда.
{Апелляционное определение Белгородского областного суда от 21.07.2026 N 33-3566/2026 (УИД 31RS0018-01-2026-000014-40) {КонсультантПлюс}}
Вопрос: Работник ехал на вахту в поезде, который сошел с рельсов в результате теракта. Работник получил травму (ушиб грудной клетки). Что в этом случае должна делать организация? Нужно ли расследовать этот случай?
Ответ: Является ли травма, полученная работником, производственной или нет, определяет комиссия по расследованию несчастного случая. Поэтому расследование и в описанной в вопросе ситуации проводить необходимо.
Правовое обоснование: Согласно ч. 1 ст. 227 ТК РФ расследованию и учету в соответствии с гл. 36.1 ТК РФ подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.
Расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены: телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми; повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших, если указанные события произошли:
- в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни (абз. 2 ч. 3 ст. 227 ТК РФ).
{Вопрос: Работник ехал на вахту в поезде, который сошел с рельсов в результате теракта. Работник получил травму (ушиб грудной клетки). Что в этом случае должна делать организация? Нужно ли расследовать этот случай? ("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025) {КонсультантПлюс}}
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о противодействии терроризму под террористическим актом понимается совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
За разъяснением понятий, содержащихся в указанном определении, следует обратиться к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 N 1, согласно абз. 2, 3 п. 2 которого устрашающими население могут быть признаны такие действия, которые по своему характеру способны вызвать страх у людей за свою жизнь и здоровье, безопасность близких, сохранность имущества и т.п.
Опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий должна быть реальной, что определяется в каждом конкретном случае с учетом места, времени, орудий, средств, способа совершения преступления и других обстоятельств дела (данных о количестве людей, находившихся в районе места взрыва, о мощности и поражающей способности использованного взрывного устройства и т.п.).
Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 N 1 под иными действиями, устрашающими население и создающими опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, следует понимать действия, сопоставимые по последствиям со взрывом или поджогом, например устройство аварий на объектах жизнеобеспечения; разрушение транспортных коммуникаций; заражение источников питьевого водоснабжения и продуктов питания; распространение болезнетворных микробов, способных вызвать эпидемию или эпизоотию; радиоактивное, химическое, биологическое (бактериологическое) и иное заражение местности; вооруженное нападение на населенные пункты, обстрелы жилых домов, школ, больниц, административных зданий, мест дислокации (расположения) военнослужащих или сотрудников правоохранительных органов; захват и (или) разрушение зданий, вокзалов, портов, культурных или религиозных сооружений.
Как следует из абз. 5 преамбулы Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 N 1, в целях уголовно-правового обеспечения противодействия терроризму и в интересах выполнения международных обязательств УК РФ устанавливает ответственность за совершение преступлений террористической направленности, предусмотренных ст.ст.205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361.
Статья: Терроризм: понятие и противодействие (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2026) {КонсультантПлюс}
#юристу
Предъявление иска о взыскании долга до наступления срока платежа. В иске откажут? Утрачивает ли в таком случае истец право на последующее обращение в суд?
Посмотреть ответ специалиста
Согласно пункту 2 части 1 статьи 150 АПК РФ, арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебный акт арбитражного суда, суда общей юрисдикции или компетентного суда иностранного государства, за исключением случаев, если арбитражный суд отказал в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда.
Отказ в удовлетворении исковых требований по причине не наступления срока оплаты по договору, не лишает истца права на повторное обращение в суд с иском о взыскании задолженности по договору после наступления сроков оплаты, так как предъявляется требование о взыскании задолженности с наступившим сроком исполнения, что является новыми обстоятельствами исковых требований.
Обоснование
Поскольку обстоятельства, с наступлением которых стороны связали наступление сроков оплаты 20% удержания по договору на дату рассмотрения спора не наступили, а сумма долга не превышает сумму удержания, суд отказывает в удовлетворении первоначального иска в полном объеме.
Указанное обстоятельство не лишает истца права на повторное обращение в суд после подписания Актов приема-передачи скважины из освоения в эксплуатацию, либо по основаниям, предусмотренным ст. 157 ГК РФ.
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.02.2020 по делу N А65-18900/2019 {КонсультантПлюс}
На основании изложенного во взыскании 150 000 руб. долга по займу по договорам займа N 4 от 30.11.2012, N 7 от 18.12.2012, N 9 от 24.12.2012 суд отказывает. Вместе с тем, поскольку основанием для отказа в иске в указанной части послужило то обстоятельство, что срок возврата займа не наступил, общество "ТехПромКомплект" вправе повторно обратиться в суд с иском о взыскании задолженности по указанным договорам после наступления сроков возврата суммы займа.
Решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.12.2013 по делу N А05-10739/2013 {КонсультантПлюс}
Суд округа удовлетворяет кассационную жалобу с учетом следующего.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебный акт арбитражного суда, суда общей юрисдикции или компетентного суда иностранного государства, за исключением случаев, если арбитражный суд отказал в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда.
В данном случае, податель жалобы полагает, что требование, заявленное им в настоящем деле, имеет иное основание - наступление срока возврата заемных денежных средств.
Таким образом, основанием исковых требований ИП Юдина Д.Н. в настоящем иске, является требование о взыскании задолженности с наступившим сроком исполнения, что является новыми обстоятельствами исковых требований.
На основании изложенного суд округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а требования ИП Юдина Д.Н. рассмотрению по существу.
{Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 11.12.2023 N Ф10-6704/2023 по делу N А68-1609/2023 {КонсультантПлюс}}
Отказ в удовлетворении исковых требований по причине не наступления срока оплаты по договору, не лишает истца права на повторное обращение в суд с иском о взыскании задолженности по договору после наступления сроков оплаты, так как предъявляется требование о взыскании задолженности с наступившим сроком исполнения, что является новыми обстоятельствами исковых требований.
Обоснование
Поскольку обстоятельства, с наступлением которых стороны связали наступление сроков оплаты 20% удержания по договору на дату рассмотрения спора не наступили, а сумма долга не превышает сумму удержания, суд отказывает в удовлетворении первоначального иска в полном объеме.
Указанное обстоятельство не лишает истца права на повторное обращение в суд после подписания Актов приема-передачи скважины из освоения в эксплуатацию, либо по основаниям, предусмотренным ст. 157 ГК РФ.
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.02.2020 по делу N А65-18900/2019 {КонсультантПлюс}
На основании изложенного во взыскании 150 000 руб. долга по займу по договорам займа N 4 от 30.11.2012, N 7 от 18.12.2012, N 9 от 24.12.2012 суд отказывает. Вместе с тем, поскольку основанием для отказа в иске в указанной части послужило то обстоятельство, что срок возврата займа не наступил, общество "ТехПромКомплект" вправе повторно обратиться в суд с иском о взыскании задолженности по указанным договорам после наступления сроков возврата суммы займа.
Решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.12.2013 по делу N А05-10739/2013 {КонсультантПлюс}
Суд округа удовлетворяет кассационную жалобу с учетом следующего.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебный акт арбитражного суда, суда общей юрисдикции или компетентного суда иностранного государства, за исключением случаев, если арбитражный суд отказал в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда.
В данном случае, податель жалобы полагает, что требование, заявленное им в настоящем деле, имеет иное основание - наступление срока возврата заемных денежных средств.
Таким образом, основанием исковых требований ИП Юдина Д.Н. в настоящем иске, является требование о взыскании задолженности с наступившим сроком исполнения, что является новыми обстоятельствами исковых требований.
На основании изложенного суд округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а требования ИП Юдина Д.Н. рассмотрению по существу.
{Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 11.12.2023 N Ф10-6704/2023 по делу N А68-1609/2023 {КонсультантПлюс}}
#специалисту по госзакупкам
Можно ли уменьшить объем услуг и цены договора более чем на 10% в рамках 44-ФЗ? Какие могут быть альтернативные варианты, если заказчику действительно необходимо уменьшить объем услуг в связи с тем, что отпала необходимость (например, объекты, в рамках которых оказывались услуги, перешли в собственность другого лица)?
Посмотреть ответ специалиста
Уменьшить объем услуг и цены договора более чем на 10% можно:
Альтернативные варианты - расторгнуть контракт на основании ч. 8 ст. 95, N 44-ФЗ по соглашению сторон. При наличии споров – в судебном порядке на основании ст. 451 ГК РФ. Считаем, в данном случае расторжение в одностороннем порядке на основании ч. 9 ст. 95, N 44-ФЗ неприменимо.
Обоснование
В случае если у заказчика отпала необходимость в поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, предусмотренных контрактом, такой контракт может быть расторгнут по соглашению сторон в соответствии с частью 8 статьи 95Закона N 44-ФЗ. При этом в указанном случае необходимость заключения контракта со вторым участником закупки при расторжении контракта по соглашению сторон отсутствует.
Следует отметить, что поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом (часть 19 статьи 95Закона N 44-ФЗ).
В указанном случае при расторжении контракта в связи с односторонним отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта возможность заключения контракта со вторым участником закупки отсутствует.
При этом не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик обязан направить в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104Закона N 44-ФЗ <1>, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП (часть 22.2 статьи 95Закона N 44-ФЗ).
(Письмо Минфина России от 03.03.2023 N 24-06-06/17938) {КонсультантПлюс}
По соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2027 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3- 1.6 статьи 95настоящего Федерального закона на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.
ч. 65.1 ст. 112, N 44-ФЗ {КонсультантПлюс}
Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Соглашение о расторжении контракта, заключенного по результатам электронных процедур, закрытых электронных процедур, заключается с использованием единой информационной системы. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103настоящего Федерального закона, такое соглашение не размещается на официальном сайте.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
ч. 8 ст. 95, N 44-ФЗ {КонсультантПлюс}
Изменение и расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств
1. Существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
2. Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
3. При расторжении договора вследствие существенно изменившихся обстоятельств суд по требованию любой из сторон определяет последствия расторжения договора, исходя из необходимости справедливого распределения между сторонами расходов, понесенных ими в связи с исполнением этого договора.
4. Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
ст. 451 ГК РФ {КонсультантПлюс}
Какие изменения можно внести в контракт с единственным поставщиком
Изменять существенные условия контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается в случаях, предусмотренных в Законе N 44-ФЗ (ч. 2 ст. 34данного Закона).
Соглашение об изменении условий контракта заключайте с использованием ЕИС независимо от того, заключен контракт по результатам открытой или закрытой электронной процедуры. В отдельных случаяхоно не размещается на официальном сайте ЕИС (ч. 1.7 ст. 95Закона N 44-ФЗ).
По соглашению сторон можно изменить любые условия контракта с единственным поставщиком, если закупаются в том числе (п. 10 ч. 1 ст. 95Закона N 44-ФЗ, Письма Минфина России от 01.10.2020 N 24-03-08/86086, от 20.12.2019 N 24-03-07/99997, от 19.12.2019 N 24-03-07/99602):
Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктами 1, 3, 6, 8, 21, 22, 23, 29, 32, 34, 40, 41, 46, 51, 52, 56, 59и 62 части 1 статьи 93настоящего Федерального закона;
п. 10 ч. 1 ст. 95, N 44-ФЗ {КонсультантПлюс}
Частью 2 статьи 34Закона N 44-ФЗ установлено, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34и статьей 95Закона N 44-ФЗ.
Пунктом 10 части 1 статьи 95Закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность изменения существенных условий контракта по соглашению сторон в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктами 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 части 1 статьи 93Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, в случаях, указанных в пункте 10 части 1 статьи 95Закона N 44-ФЗ, заказчик вправе по согласованию сторон изменять любые существенные условия контракта, в том числе цену контракта.
(Письмо Минфина России от 01.10.2020 N 24-03-08/86086) {КонсультантПлюс}
- На основании п. 10 ч. 1 ст. 95, N 44-ФЗ, если контракт заключался с единственным поставщиком в соответствии с пунктами 1, 3, 6, 8, 21, 22, 23, 29, 32, 34, 40, 41, 46, 51, 52, 56, 59и 62 части 1 статьи 93№44-ФЗ. Это подтверждается Письмо Минфина России от 01.10.2020 N 24-03-08/86086.
- на основании ч. 65.1 ст. 112, N 44-ФЗ, по которому можно изменить любые условия контракта. Для этого потребуется обоснование невозможности исполнения контракта без изменения существенных условий, а также решение Правительства РФ, высшего исполнительного органа субъекта РФ, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно.
Альтернативные варианты - расторгнуть контракт на основании ч. 8 ст. 95, N 44-ФЗ по соглашению сторон. При наличии споров – в судебном порядке на основании ст. 451 ГК РФ. Считаем, в данном случае расторжение в одностороннем порядке на основании ч. 9 ст. 95, N 44-ФЗ неприменимо.
Обоснование
В случае если у заказчика отпала необходимость в поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, предусмотренных контрактом, такой контракт может быть расторгнут по соглашению сторон в соответствии с частью 8 статьи 95Закона N 44-ФЗ. При этом в указанном случае необходимость заключения контракта со вторым участником закупки при расторжении контракта по соглашению сторон отсутствует.
Следует отметить, что поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом (часть 19 статьи 95Закона N 44-ФЗ).
В указанном случае при расторжении контракта в связи с односторонним отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта возможность заключения контракта со вторым участником закупки отсутствует.
При этом не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик обязан направить в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104Закона N 44-ФЗ <1>, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП (часть 22.2 статьи 95Закона N 44-ФЗ).
(Письмо Минфина России от 03.03.2023 N 24-06-06/17938) {КонсультантПлюс}
По соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2027 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3- 1.6 статьи 95настоящего Федерального закона на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.
ч. 65.1 ст. 112, N 44-ФЗ {КонсультантПлюс}
Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Соглашение о расторжении контракта, заключенного по результатам электронных процедур, закрытых электронных процедур, заключается с использованием единой информационной системы. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103настоящего Федерального закона, такое соглашение не размещается на официальном сайте.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
ч. 8 ст. 95, N 44-ФЗ {КонсультантПлюс}
Изменение и расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств
1. Существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
2. Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
3. При расторжении договора вследствие существенно изменившихся обстоятельств суд по требованию любой из сторон определяет последствия расторжения договора, исходя из необходимости справедливого распределения между сторонами расходов, понесенных ими в связи с исполнением этого договора.
4. Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
ст. 451 ГК РФ {КонсультантПлюс}
Какие изменения можно внести в контракт с единственным поставщиком
Изменять существенные условия контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается в случаях, предусмотренных в Законе N 44-ФЗ (ч. 2 ст. 34данного Закона).
Соглашение об изменении условий контракта заключайте с использованием ЕИС независимо от того, заключен контракт по результатам открытой или закрытой электронной процедуры. В отдельных случаяхоно не размещается на официальном сайте ЕИС (ч. 1.7 ст. 95Закона N 44-ФЗ).
По соглашению сторон можно изменить любые условия контракта с единственным поставщиком, если закупаются в том числе (п. 10 ч. 1 ст. 95Закона N 44-ФЗ, Письма Минфина России от 01.10.2020 N 24-03-08/86086, от 20.12.2019 N 24-03-07/99997, от 19.12.2019 N 24-03-07/99602):
- товары (работы, услуги), относящиеся к сфере деятельности естественных монополий (п. 1 ч. 1 ст. 93Закона N 44-ФЗ);
- работы по мобилизационной подготовке в РФ (п. 3 ч. 1 ст. 93Закона N 44-ФЗ);
- услуги по водоснабжению, водоотведению, тепло- и газоснабжению (кроме услуг по реализации сжиженного газа), обращению с ТКО, отходами I и II классов опасности, подключению к сетям инженерно-технического обеспечения (п. 8 ч. 1 ст. 93Закона N 44-ФЗ);
- услуги по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (п. 8 ч. 1 ст. 93Закона N 44-ФЗ);
-
услуги по управлению многоквартирным домом, помещения в котором находятся в частной, государственной или муниципальной собственности (п. 22 ч. 1 ст. 93Закона N 44-ФЗ);
- заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии (п. 29 ч. 1 ст. 93Закона N 44-ФЗ).
Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктами 1, 3, 6, 8, 21, 22, 23, 29, 32, 34, 40, 41, 46, 51, 52, 56, 59и 62 части 1 статьи 93настоящего Федерального закона;
п. 10 ч. 1 ст. 95, N 44-ФЗ {КонсультантПлюс}
Частью 2 статьи 34Закона N 44-ФЗ установлено, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34и статьей 95Закона N 44-ФЗ.
Пунктом 10 части 1 статьи 95Закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность изменения существенных условий контракта по соглашению сторон в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктами 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 части 1 статьи 93Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, в случаях, указанных в пункте 10 части 1 статьи 95Закона N 44-ФЗ, заказчик вправе по согласованию сторон изменять любые существенные условия контракта, в том числе цену контракта.
(Письмо Минфина России от 01.10.2020 N 24-03-08/86086) {КонсультантПлюс}
