#бухгалтеру бюджетной организации
Посмотреть ответ специалиста
Ознакомьтесь с мнением: в стандарте №121н по сравнению с Инструкцией №157н нет перечня материальных ценностей, которые служат больше года, но считаются материальными запасами. В настоящее время отсутствуют такой список и разъяснения Минфина России, нужно ли переводить такие материальные запасы в состав основных средств.
Обоснование
Что меняется в бухгалтерском (бюджетном) учете учреждений с 2026 г.
|
|
|
С 2026 г. учреждения применяют новые Стандарты по планам счетов. Вводятся также новые Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета и Правила применения Плана счетов бюджетных (автономных) учреждений. Пока эти документы находятся на регистрации в Минюсте России. С указанного периода текущие Инструкции по применению Планов счетов не используются. Во многом Стандарты содержат те же методологические подходы к ведению учета, которые отражены в Инструкциях, но есть ряд нововведений. Так, в Едином плане счетов для балансовых счетов установлен признак активного, пассивного или активно-пассивного счета. Если после отражения бухгалтерской записи у активного счета образуется кредитовый остаток (у пассивного - дебетовый), это указывает на ошибку в учете. В Едином плане счетов есть и новые балансовые счета: 0 206 53 000, 0 206 61 000 и забалансовый счет 35. Для перехода на ведение учета по новым правилам необходимо внести изменения в учетную политику на 2026 г. |
|
Каких положений нет в Стандарте "Единый план счетов"
Стандарт не содержит отдельных положений по учету, которые были закреплены в Инструкции N 157н. Например, в нем не указаны:
ряд полномочий комиссии по поступлению и выбытию активов;
положение о необходимости наличия документа, подтверждающего госрегистрацию, для принятия к учету недвижимого имущества;
перечень объектов, которые относятся к материальным запасам.
При отнесении нефинансовых активов к материальным запасам руководствуйтесь Федеральным стандартом N 256н "Запасы", а при отнесении их на соответствующий счет аналитического учета - отраслевыми НПА и ОКПД 2 (Методические рекомендации по применению Федерального стандарта N 256н "Запасы");
положения об учете БСО на балансовом счете, предназначенном для учета материальных запасов;
порядок хранения денежных документов. Рекомендуем закрепить его в учетной политике;
положение об учете ценных подарков (сувениров) на забалансовом счете 07 с момента приобретения лицом, ответственным за организацию награждения (дарения), без передачи (поступления) на склад учреждения;
перечень доходов будущих периодов. Рекомендуем закрепить его в учетной политике;
перечень расходов будущих периодов. Целесообразно установить его в учетной политике;
положение о стоимости, по которой ОС учитываются на забалансовом счете 21. Рекомендуем отразить в учетной политике положение об их учете по балансовой стоимости или в условной оценке: один объект - один рубль.
Кроме того, в Стандарте нет положений, которые предусмотрены федеральными стандартами бухучета для организаций госсектора. В частности, в нем не приведены:
правила определения первоначальной стоимости объектов нефинансовых активов (ОС, материальных запасов, непроизведенных активов, НМА);
положения о стоимости, по которой учитываются земельные участки в составе государственной (муниципальной) казны;
критерии отнесения объектов к НМА, понятие инвентарного объекта НМА.
#бухгалтеру
Посмотреть ответ специалиста
Исходя из анализа имеющейся информации, считаем, что в целях исчисления налога на прибыль дополнительные расходы, которые возникают при приобретении подарков, учесть нельзя. В бухгалтерском учете данные расходы вместе со стоимостью подарка можно относить на прочие расходы (91 счёт). Входной НДС можно принять к вычету. При передаче подарков НДС начисляйте на рыночную стоимость подарка. Рыночная стоимость покупного подарка определяется как цена его приобретения. Руководствуясь разъяснениями финансового ведомства, в случае невозможности определения рыночной цены указанных безвозмездно переданных товаров налоговую базу по НДС следует определять как стоимость этих товаров, исчисленную исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их приобретение (создание) и передачу.
Обоснование
Расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, которые связаны с такой передачей, по общему правилу нельзя учесть при расчете налога на прибыль (п. 16 ст. 270 НК РФ, Письма Минфина России от 28.01.2025 N 03-07-11/7163, от 01.06.2023 N 03-03-06/1/50313).
Однако есть исключения. К ним относится, в частности, безвозмездная передача имущества, которое (пп. 19.5 - 19.7, 19.12-1 п. 1 ст. 265, п. 34 ст. 270 НК РФ):
- передается определенному кругу некоммерческих организаций. Такие расходы можно учесть в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой по ст. 249 НК РФ. При этом НКО (за исключением ряда религиозных организаций), которой передается имущество (денежные средства), должна быть включена в реестр СОНКО. Например, через СОНКО можно безвозмездно передать имущество воинским подразделениям, выполняющим задачи в области обороны, и учесть соответствующие расходы по налогу на прибыль (Письмо Минфина России от 19.02.2025 N 03-03-07/15437).
Важно! Исключение не затрагивает расходы на доставку такого имущества некоммерческой организации, включенной в реестр СОНКО. В целях налогообложения прибыли они не учитываются (Письмо Минфина России от 01.06.2023 N 03-03-06/1/50313).
Если вы передали имущество (денежные средства) иному лицу (например, благотворительному фонду), которое перенаправило полученное некоммерческой организации, то такие расходы не учитываются при расчете налогооблагаемой прибыли (Письмо ФНС России от 04.02.2021 N СД-4-3/1247@);
При безвозмездной передаче имущества его стоимость и затраты, связанные с такой передачей, по общему правилу не должны учитываться у вас ни в доходах, ни в расходах по налогу на прибыль (п. 16 ст. 270 НК РФ).
По общему правилу в качестве рыночной цены можно применить ту стоимость, которая указана в договоре, если стороны не взаимозависимы. Предполагается, что эта цена соответствует рыночной (п. 1 ст. 105.3, п. 2 ст. 154 НК РФ).
Поэтому для расчета налога возьмите цену, по которой вы продавали аналогичное имущество другим невзаимозависимым лицам. Если таких сделок у вас не было, используйте цены на аналогичное имущество из любых открытых источников.
НДС вы должны уплатить за счет своих средств.
Нужно ли восстанавливать ранее принятый к вычету НДС при безвозмездной передаче имущества
Нет, не нужно, поскольку имущество используется для безвозмездной передачи, которая в общем случае облагается НДС.
Однако если при безвозмездной передаче не возникает обязанности по начислению НДС, то "входной" НДС по общему правилу нужно восстановить (пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ). Исключения указаны, в частности, в пп. 2 п. 3 ст. 170, п. 10 ст. 171.1 НК РФ.
Готовое решение: НДС при безвозмездной передаче имущества (КонсультантПлюс, 2025) {КонсультантПлюс}
Передающая сторона начисляет налог на рыночную стоимость объекта и составляет счет-фактуру в одном экземпляре - получатель не может принять НДС к вычету (Письма Минфина от 06.04.2021 N 03-07-11/25037, от 30.11.2016 N 03-07-11/70848).
Рыночная цена - цена, применяемая в сделках между невзаимозависимыми лицами. Ее можно подтвердить справкой, составленной на основе информации о ценах из Интернета и других доступных источников (ст. 105.3 НК РФ).
При безвозмездной передаче указанных рекламных товаров определение налоговой базы по НДС следует производить с учетом положений п. 2 ст. 154 НК РФ, согласно которым при реализации товаров на безвозмездной основе налоговая база по НДС определяется как стоимость данных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога на добавленную стоимость. При этом на основании ст. 105.3 НК РФ цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, признаются рыночными. В силу этого при реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе, в том числе при рекламной раздаче продукции, налоговая база определяется исходя из рыночной стоимости указанных товаров (работ, услуг) (Письмо Минфина России от 30.11.2016 N 03-07-11/70848).
Руководствуясь разъяснениями финансового ведомства, в случае невозможности определения рыночной цены указанных рекламных товаров налоговую базу по НДС следует определять как стоимость этих рекламных товаров, исчисленную исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их приобретение (создание) и передачу (Письмо Минфина России от 26.07.2021 N 03-03-06/1/59638).
Приобретение подарков и их передачу работникам, их детям или контрагентам отразите следующими проводками:
|
Содержание операций |
Дебет |
Кредит |
Первичный документ |
|
Отражена стоимость приобретенных подарков |
Приказ (распоряжение) руководителя, Отгрузочные документы продавца |
||
|
Стоимость приобретенных подарков отражена на забалансовом счете |
012 |
|
Отгрузочные документы продавца, Бухгалтерская справка |
|
Отражен НДС, предъявленный продавцом |
|||
|
"Входной" НДС при приобретении подарков принят к вычету |
|||
|
Отражена передача подарков работникам, их детям или контрагентам |
|
012 |
Ведомость выдачи подарков |
|
Начислен НДС при передаче подарков |
Бухгалтерская справка-расчет |
При передаче в качестве подарков готовой продукции фактическую себестоимость этой продукции признайте прочим расходом на дату передачи работникам, их детям или контрагентам (п. п. 4, 11, 16, 18 ПБУ 10/99).
#кадровику
Посмотреть ответ специалиста
Для работников, которым установлен разъездной характер работы, законодательно не установлено специальных правил исчисления стажа работы в районах Крайнего Севера.
В данном случае применяется общий порядок. Порядок исчисления "северного" стажа установлен правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516.
На основании п.4 Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в общем случае засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФ РФ.
Правила не содержат особенностей исчисления "северного" стажа в зависимости от характера работы. За работу в РКС и МКС гражданин может получить повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии (ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ). Это актуально для тех работников, кто постоянно трудится в условиях РКС или МКС или часто ездит туда в служебные поездки.
Для назначения «северной» пенсии за командировку необходимо выполнение двух условий:
- командированный работник непосредственно выполнял свои трудовые функции, анеездил наповышение квалификации илиобучение;
- впоездке он работал полный рабочий день.
СФР считает эти условия значимыми.
Что касается права на досрочное назначение пенсии, то в части «северных» поездок этот вопрос законодательно не урегулирован. А в судебной практике есть две позиции:
1. Командировка на Крайний Север включается в специальный («северный») стаж как работа, выполняемая в особых условиях полный рабочий день (Апелляционное определение Суда Чукотского автономного округа от 30.08.2018 по делу № 33-121/201).
2. Имеет значение срок командировки на Крайний Север. В «северный» стаж засчитывается стабильная (постоянная) работа на условиях полного рабочего дня. Кратковременные командировки в РКС длительностью несколько дней к такой не относятся (Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.01.2019 № 02АП-10271/2018 по делу № А29-9518/2018; Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 25.08.2021 по делу № 88-11044/2021, 2-63/2021).
Поскольку судебная практика неоднозначна, рекомендуем за разъяснениями обратиться непосредственно в СФР.
Обоснование
Отметим, что ТК РФ не содержит определения разъездного характера работы и не указывает на конкретные трудовые обязанности, при исполнении которых работа может считаться разъездной.
Статья 168.1 ТК РФ предоставляет право работодателю устанавливать перечень работ, профессий, должностей таких работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
ТК РФ также не определено, какая часть рабочего времени работника должна проходить в служебных поездках для признания разъездного характера работы.
В связи с этим можно предположить, что работа будет являться разъездной, если служебные поездки будут носить не разовый, а постоянный характер (ст. ст. 166, 168.1 ТК РФ). Так, по мнению представителей Роструда, несколько поездок в течение года не являются условием выполнения разъездной работы ("Онлайнинспекция.РФ", 14.08.2023).
Аналогичной позиции по данному вопросу придерживаются и официальные органы. Так, в Письме Минтруда России от 26.10.2022 N 14-6/ООГ-6714 сказано:
"По нашему мнению, под определение "разъездной характер работ" подпадает трудовая функция работника, при которой он постоянно выполняет должностные обязанности за пределами своей организации. При этом работник может ежедневно после работы возвращаться домой. Так трудятся, например, курьеры, наладчики, работники связи и городского хозяйства (электрических, газовых, водопроводных сетей). Служебные поездки этих работников не считаются командировкой, а являются условиями, в которых осуществляется выполнение работником его трудовой функции.
По нашему мнению, если работники постоянно перемещаются в пределах обслуживаемых ими участков, то данные поездки служебными командировками не являются".
В Письме Минтруда России от 18.09.2020 N 14-2/ООГ-15047 разъяснено следующее:
"Законодательство не раскрывает понятия и не определяет, что следует понимать под разъездным характером работы. По нашему мнению, разъездной может считаться работа, при которой работник выполняет свои должностные обязанности вне расположения организации. Такая работа, полагаем, должна носить постоянный характер".
Таким образом, разъездной считается работа, при которой работник постоянно выполняет свои должностные обязанности вне места расположения организации.
Как было указано выше, служебные поездки работников с разъездным характером работы командировками не являются. Во время таких поездок работник выполняет свою обычную трудовую функцию, т.е. работает. Следовательно, возможно говорить о том, что работники с разъездным характером работы во время служебных поездок в районы Крайнего Севера там именно работают.
Отметим, что для работников с разъездным характером работы законодательно не установлено специальных правил исчисления стажа работы в районах Крайнего Севера. Поэтому в данном случае применяется общий порядок.
Как было указано выше, в силу п. 4 Правил в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в общем случае засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых пенсионных взносов.
При этом Правила не содержат особенностей исчисления "северного" стажа в зависимости от характера работы. Следовательно, при решении вопроса о том, включаются ли периоды служебных поездок в районы Крайнего Севера у работников с разъездным характером работы в "северный" стаж для пенсии, необходимо исходить из этих же требований.
Иными словами, если работники с разъездным характером работы во время постоянных служебных поездок в районы Крайнего Севера выполняют там свою работу в течение полного рабочего дня и работодатель исчисляет за них взносы в СФР, соответствующие периоды включаются в "северный" стаж для пенсии.
При этом мы не исключаем, что СФР будет придерживаться иной позиции по данному вопросу, ссылаясь на то, что права на "северный" стаж у таких работников нет, поскольку районы Крайнего Севера согласно условиям трудового договора не являются местом их постоянной работы. Официальные разъяснения и судебная практика по данному вопросу нами не найдены.
Если работник с разъездным характером работы едет в районы Крайнего Севера в командировку, то оснований для начисления ему "северного" стажа нет.
Вопрос: Организация расположена в Москве. Работники направляются в районы Крайнего Севера в служебные командировки и служебные поездки (разъездные работники). Засчитывается ли период нахождения работника в командировке (служебной поездке) в районах Крайнего Севера в стаж для начисления "северной" надбавки к заработной плате при переходе к другому работодателю или переводе на работу с вахтовым методом? Начисляется ли "северная" надбавка к заработной плате работника в период его нахождения в служебной поездке в районе Крайнего Севера (разъездной характер работы, не средний заработок)?
Ответ: Если работник направляется в командировку в районы Крайнего Севера, то ему не предоставляются гарантии и компенсации, предусмотренные для работников данной местности, так как его постоянное место работы не находится в местности, отнесенной к районам Крайнего Севера.
Работник с разъездным характером работы, выезжающий в районы Крайнего Севера, имеет право на зарплату с учетом "северной" надбавки.
#юристу
Посмотреть ответ специалиста
Из представленного вопроса неясно, покупатель является физическим или юридическим лицом. Рассмотрим оба варианта.
Покупатель - физическое лицо
При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования (п. 4 ст. 26.1, Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»).
По смыслу соответствующего положения речь идет о стоимости той доставки, которая была инициирована потребителем уже после принятия им товара.
Таким образом, расходы продавца на доставку товара от потребителя являются единственными расходами, которые понесет потребитель в случае отказа от договора. Законом не предусмотрена обязанность потребителя возмещать иные расходы, понесенные в связи с совершением действий по исполнению договора (Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2018 N 19АП-5537/2018 по делу N А35-12574/2017; Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 20.12.2023 по делу N 88-42102/2023 (УИД 34MS0078-01-2023-000737-74).
Покупатель - юридическое лицо
Если вопрос о том, кто несет транспортные расходы по возврату качественного товара поставщику, урегулирован в договоре поставки или в соглашении о возврате товара, то следует руководствоваться их условиями.
Если соответствующие условия не согласованы, распределение транспортных расходов будет зависеть от того, по какой причине осуществляется возврат товара.
Если возврат вызван нарушениями поставщика (например, поставкой товара не в том ассортименте), то, полагаем, расходы по возврату товара должны быть отнесены на поставщика как сторону, чье нарушение договора повлекло возврат. Если транспортировку товара оплатит покупатель, он сможет требовать возмещения своих расходов как убытков, которые причинены ему ненадлежащим исполнением обязательства со стороны поставщика (п. 1 ст. 15, п. 1 ст. 393 ГК РФ).
Если возврат товара не связан с нарушением договора со стороны поставщика, полагаем, что транспортные расходы должен нести тот, на ком лежит обязанность вывезти товар, поскольку согласно общему принципу, закрепленному в ст. 309.2 ГК РФ, расходы на исполнение обязательства по умолчанию несет должник.
Полагаем, что при отсутствии каких-либо нарушений со стороны поставщика и отсутствии в договоре условия о лице, обязанном вывезти товар, именно покупатель выступает как должник в таком обязательстве, а значит, возврат товара осуществляется за его счет.
Обоснование
При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.
В ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей (пп. 4 и 5) установлено правовое регулирование на случай отказа потребителя от приобретенного дистанционным способом товара надлежащего качества, а также содержится отсылка на подлежащие применению правовые нормы в случае необходимости защиты прав потребителя при продаже ему товара ненадлежащего качества.
По общему правилу при условии сохранности товарного вида и потребительских свойств приобретенного дистанционным способом товара надлежащего качества потребитель вправе отказаться от такого товара в течение 7 дней после его передачи, а продавец должен в течение 10 дней со дня предъявления потребителем такого требования возвратить уплаченную по договору денежную сумму за вычетом своих расходов на доставку возвращенного от потребителя товара.
Из содержания названных выше положений вытекает определенная последовательность действий покупателя при отказе от товара надлежащего качества, приобретенного дистанционным способом, согласно которой он должен своевременно заявить о своем отказе от товара, обеспечить продавцу возможность проверить возвращаемый товар на предмет сохранности его товарного вида, потребительских свойств, в том числе его количества (объема), а также совершить действия по передаче данного товара продавцу. В противном случае продавец может быть лишен права на заявление обоснованных возражений против возврата товара надлежащего качества со ссылкой на то, что возвращаемый товар не соответствует требованиям, предусмотренным абз. 3 п. 4 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей.
При отказе потребителя от товара, приобретенного дистанционным способом, продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования (абзац 5 пункта 4 статьи 26.1 Закона о защите прав потребителей).
По смыслу приведенных норм односторонний отказ покупателя от исполнения договора купли-продажи не прекращает его обязательства оплатить продавцу необходимые расходы, которые тот понес в связи с исполнением договора. Таким образом, расходы, понесенные продавцом, могут быть оплачены покупателем как до отказа от исполнения договора купли-продажи, так и после него, в том числе взысканы в судебном порядке.
Под расходами следует понимать не только расходы, которые были произведены продавцом до даты расторжения договора, но и те расходы, обязанность по осуществлению которых возникла у него до указанного момента в связи с тем, что в целях исполнения такого договора должны быть исполнены соответствующие обязательства перед третьими лицами, в том числе в части условий, касающихся прекращения этих обязательств.
Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
п. 1 ст. 15 ГК РФ {КонсультантПлюс}
Должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Если иное не установлено законом, использование кредитором иных способов защиты нарушенных прав, предусмотренных законом или договором, не лишает его права требовать от должника возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
(абзац введен Федеральным законом от 08.03.2015 N 42-ФЗ)
п. 1 ст. 393 ГК РФ {КонсультантПлюс}
Должник несет расходы на исполнение обязательства, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором либо не вытекает из существа обязательства, обычаев или других обычно предъявляемых требований.
ст. 309.2 ГК РФ {КонсультантПлюс}
#специалисту по госзакупкам
Посмотреть ответ специалиста
Если контракт не предусматривает поэтапное исполнение, а оплата предусмотрена только после выполнения всех работ, то заказчик не обязан принимать и оплачивать часть работ, согласно ст. 311 ГК РФ, п. 1 ст. 711 ГК РФ.
Учреждение вправе принять и оплатить счет подрядчика только за фактически выполненные и принятые им виды работ. Поскольку в контракте не определена стоимость каждого вида работ, а только общая цена, оплата производится исходя из фактического объема выполненных работ. При этом если подрядчик выполнил работы, которые не были учтены в смете, но без которых невозможно ввести объект в эксплуатацию, и их стоимость не превышает 10% от цены контракта, заказчик вправе оплатить такие работы без проведения государственной экспертизы сметной стоимости, при условии отсутствия изменения технической части проектной документации, влияющей на конструктивные и другие характеристики безопасности объекта.
В случае расторжения контракта на часть работ, стоимость этих работ определяется исходя из фактически выполненного объема. Однако заказчик вправе по своему усмотрению принять исполнение по контракту по частям. Если контракт расторгается по соглашению сторон, стороны могут составить акт об исполнении контракта, в котором зафиксируют фактический объем выполненных работ и понесенных расходов.
Если предметом контракта был капитальный ремонт или строительство, рекомендуем сначала внести в контракт изменения на основании Постановления Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 "Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия". В этом случае стороны смогут дополнительным соглашением детализировать работы, а также внести новые работы, не предусмотренные ранее.
По нашему мнению, наиболее правильным является сначала принятие дополнительного соглашения с детализацией работ и этапов. После этого можно проводить поэтапную приемку работ и оплату - в случае расторжения контракта это позволит актировать и учесть, как выполненные работы, так и невыполненные, а также оплатить их.
Обоснование
Установить, что при возникновении в ходе исполнения государственных и муниципальных контрактов (далее - контракт), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в 2022 - 2025 годах допускаются следующие изменения существенных условий контракта:
а) изменение (продление) срока исполнения контракта, в том числе в связи с необходимостью внесения изменений в проектную документацию, включая контракт, срок исполнения которого в соответствии с положениями Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" ранее изменялся;
б) изменение объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, спецификации и типов оборудования, предусмотренных проектной документацией;
в) изменения, связанные с заменой строительных ресурсов на аналогичные строительные ресурсы, в том числе в связи с внесением изменений в проектную документацию;
г) изменение отдельных этапов исполнения контракта, в том числе наименования, состава, объемов и видов работ, цены отдельного этапа исполнения контракта;
д) установление условия о выплате аванса или об изменении установленного размера аванса;
е) изменение порядка приемки и оплаты отдельного этапа исполнения контракта, результатов выполненных работ;
ж) изменение (увеличение) цены контракта без изменения объема и (или) видов выполняемых работ в связи с увеличением цен на строительные ресурсы в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 г. N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";
з) изменение условий о порядке перечисления средств поставщикам (подрядчикам, исполнителям) по контрактам (договорам), заключаемым в рамках исполнения контракта, с лицевых счетов, открытых заказчикам по таким контрактам (договорам) в территориальных органах Федерального казначейства, на расчетные счета, открытые поставщикам (подрядчикам, исполнителям) по контрактам (договорам) в кредитных организациях, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Исполнение обязательства по частям
Кредитор вправе не принимать исполнения обязательства по частям, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, условиями обязательства и не вытекает из обычаев или существа обязательства.
ст. 311 ГК РФ {КонсультантПлюс}
Если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
п. 1 ст. 711 ГК РФ {КонсультантПлюс}
