Как создать систему охраны труда на предприятии
- 02.10.2017
Создавать безопасные рабочие условия для сотрудников компании — прямая обязанность любого работодателя. Законодательство обязывает предприятия четко регламентировать все процессы, связанные с безопасностью работников. Мы расскажем, как это сделать.
Система управления охраной труда на предприятии
Что такое система управления охраной труда (ОТ)?
Это бизнес-процесс, состоящий из следующих элементов:
- Политика и цели в сфере безопасности работников конкретной компании. Например, целью организации может стать сокращение или недопущение несчастных случаев на производстве.
- Процедуры по достижению заявленных целей. Процедуры осуществляются с помощью регламентирующих документов, действий сотрудников, материально-технических ресурсов.
На практике для создания системы управления ОТ в организации необходимо:
- определить уровни ответственности: от руководителя компании до рядового сотрудника;
- распределить обязанности по ОТ между работниками;
- осуществлять конкретные мероприятия и процедуры;
- описать все это в документах компании.
На предприятиях, где работает меньше 15 человек, СУОТ может иметь упрощенную структуру, но все требования законодательства по охране труда должны соблюдаться в полной мере.
Что нужно включить в положение о системе охраны труда?
Основным документом будет Положение о СУОТ, которое должно существовать в каждой организации. Минтруд России приказом от 19.08.2016 N 438н утвердил Типовое положение о СУОТ, которым и следует руководствоваться при составлении документа конкретно для вашей компании (скачать его можно в конце статьи).
В Положение нужно включить следующую информацию:
политика и цели работодателя в сфере ОТ (вводный раздел);
распределение обязанностей и ответственности между сотрудниками организации на всех уровнях управления: кто что делает и за что отвечает;
процедуры: что конкретно и каким образом будет делаться для выполнения требований законодательства и достижения целей компании (обучение работников, оценка условий труда, выдача средств защиты, расследование несчастных случаев, мониторинг ситуации на предприятии и др.).
Также необходимо отразить обязанности, ответственность и конкретные действия работников, задействованных в СУОТ, в должностных инструкциях и трудовых договорах, внутренних регламентах организации, регулирующих другие процессы (например, производственных и технических регламентах). Все эти документы должны быть логически связанными друг с другом и не иметь противоречий, соответствовать нормам законодательства.
Чем грозит отсутствие СУОТ?
Поскольку наличие СУОТ — это обязательное требование законодательства в сфере охраны труда (ст 209, 211, 212 ТК РФ), ее полное или частичное отсутствие может повлечь штраф по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП. Для индивидуальных предпринимателей штрафы совсем небольшие — от 2000 до 5000 рублей. А вот для организации предусмотрены гораздо более высокие санкции: от 50 000 до 80 000 рублей.
Типовое положение о системе охраны труда
Источник: ppt.ru