ООО «ИЦ Консультант»
350000, Россия, Краснодарский край, г.Краснодар, ул. Октябрьская, дом 80
телефон / факс: (861) 2-555-111

Аналитические обзоры

Кадровику от 9 октября 2026 года

09.10.2026
Временный перевод к другому работодателю: Минтруд хочет продлить действие правил на 2027 год
Предложили уточнить срок действия особенностей регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Применять их хотят до 1 января 2028 года, а не до 1 января 2027 года, как планировали.
Документ содержит, в частности, правила временного перевода сотрудников к другому работодателю. Компании, которые приостановили деятельность, могут перевести специалистов с их согласия в другие организации по направлению центра занятости. Для этого нужно письменное согласие сотрудников. Временные работодатели заключают с ними срочные трудовые договоры, которые допустимо продлевать, пока действуют правила.
Общественное обсуждение проекта завершат 22 октября.
Документ:
Проект постановления Правительства РФ
Полезная ссылка:
Постановление Правительства РФ от 25.12.2025 N 2131 "Об особенностях регулирования трудовых и иных непосредственно ...

Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Специалисту по Госзакупкам от 9 октября 2026 года

09.10.2026
Защита от БПЛА: условия ряда федеральных госконтрактов можно будет поменять при форс-мажоре
С 13 октября 2026 года при форс-мажоре заказчики смогут менять условия федеральных контрактов, которые заключили до 1 января 2027 года на работы по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства и др.
Корректировка будет возможна при соблюдении хотя бы одного из предусмотренных условий (например, сделку заключили для реализации мероприятий по противодействию угрозам нападения БПЛА).
По соглашению сторон стороны смогут изменить, в частности:
  • срок исполнения контракта;
  • объем или виды работ по контракту, спецификации и типы оборудования из проектной документации;
  • размер обеспечения исполнения контракта.
Регионам и муниципалитетам рекомендовано обеспечить возможность вносить корректировки в контракты своего уровня. Новшества рекомендовано учитывать также заказчикам по Закону N 223-ФЗ.
Есть и другие изменения.
Документ:
Постановление Правительства РФ от 02.10.2026 N 1288
 

Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Бухгалтеру бюджетной организации от 9 октября 2026 года

09.10.2026
Минфин: до 1 декабря 2026 года учреждения должны исправить некорректно учтенные гранты из бюджета
Ведомство разъяснило, что до 1 декабря бюджетные и автономные учреждения должны исправить ошибки в учете целевых грантов в форме субсидий.
Ведомство среди прочего обратило внимание на такие моменты:
  • если входящие остатки по грантам, целей которых не достигли, на 1 января 2026 года отражены по КФО 2 как от приносящей доход деятельности, их корректируют в межотчетный период. Исправления вносят в графу 7 сведений об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503773), а в текстовой части пояснительной записки (ф. 0503760) в ряде случаев дают пояснения;
  • сформированные обороты за 2026 год с КФО 2 сторнируют. Операции оформляют бухгалтерской справкой (ф. 0504833) и делают записи с верным КФО;
  • записи на забалансовых счетах (17, 18 и пр.) с некорректной информацией об операциях с целевыми грантами исправляют;
  • НФА, купленные за счет гранта, и амортизацию на них переводят с КФО 5 на код деятельности, в которой планируют использовать активы. Речь идет о ситуации, когда учреждение достигло результатов гранта.
Напомним, что с 2026 года для грантов из бюджета не используют КФО 2. Операции с ними отражают по КФО 3 как средства во временном распоряжении или по КФО 5 как целевые средства. Минфин уже разъяснял, как выбрать код: если, например, деньги выдали работникам-грантополучателям через учреждение, то это временные средства.
Документ:
Письмо Минфина России от 07.10.2026 N 02-07-08/88044
Полезные ссылки:
Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н (ред. от 15.06.2020) "Об утверждении форм первичных учетных ...
Приказ Минфина России от 30.08.2024 N 121н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета ...
Приказ Минфина России от 25.03.2011 N 33н (ред. от 04.08.2025) "Об утверждении Инструкции о порядке составления ...
 
09.10.2026
Суд разрешил брать норму рабочего времени из коллективного договора для расчета соцвыплат медикам
Больница рассчитывала соцвыплату медикам исходя из нормы рабочего времени, которая была установлена коллективным договором – 38,5 часов в неделю. СФР посчитал подход неверным, так как из-за занижения нормы выплаты увеличились. Фонд ссылался на то, что больнице следовало делать расчет исходя из максимальной продолжительности работы в неделю для медработников – 39 часов. Меньшая продолжительность возможна для отдельных категорий или для тех, кто подпадает под общие правила по ТК РФ. Излишне перечисленные суммы потребовали вернуть.
Мнения судов разошлись, однако ВС РФ принял сторону больницы. Он отметил: поскольку нет специального правового регулирования, норму рабочего времени для таких медиков допустимо устанавливать в коллективном договоре.
Документ:
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 21.09.2026 N 310-ЭС26-3119
Полезные ссылки:
Постановление Правительства РФ от 14.02.2003 N 101 (ред. от 24.12.2014) "О продолжительности рабочего ...
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 25.05.2026)

Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Юристу от 9 октября 2026 года

09.10.2026
ЦБ РФ планирует изменить для некоторых финкомпаний список признаков необычных операций
Подготовлены обновленные требования к правилам внутреннего контроля организаций, которые проводят операции с деньгами или другим имуществом. Имеются в виду организации, чью деятельность регулирует и контролирует ЦБ РФ. Это МФО, страховые компании, профучастники РЦБ и пр. По общему правилу документ не касается кредитных организаций и филиалов иностранных банков (с. 2 проекта).
Регулятор среди прочего переработал список признаков необычных операций. Приведем примеры изменений (с. 71 и 79 проекта):
  • действующие признаки 1101 и 1102 объединят в один (будущий код 1101) и дополнят его таким описанием: характер операции противоречит деятельности, которую клиент заявил при обслуживании или приеме на него;
  • больше не будет таких признаков, как излишняя озабоченность клиента конфиденциальностью сделки и необоснованная поспешность в проведении операции (действующие коды 1107 и 1110);
  • появится новая группа общих признаков (будущий код 23) – критерии, которые говорят о возможной нелегальной деятельности на финрынке. Один из признаков (будущий код 2301) – операцию с деньгами или другим имуществом совершает клиент из предупредительного списка.
Планируется, что новшества вступят в силу через 10 календарных дней после опубликования положения. В течение 3 месяцев с даты начала его действия финкомпании должны привести, в частности, правила внутреннего контроля в соответствие с изменениями (с. 58 проекта).
Напомним, необычную операцию могут счесть подозрительной и отказаться ее проводить.
Документ:
Проект положения Банка России
Полезные ссылки:
Положение Банка России от 15.12.2014 N 445-П (ред. от 07.11.2022) "О требованиях к правилам внутреннего ...
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 04.08.2026) "О противодействии легализации (отмыванию) ...

Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Бухгалтеру от 9 октября 2026 года

09.10.2026
Задвоенные ДОПП в декларации по косвенным налогам при СПОТ: ФНС пояснила, как их отразить
Если документ о предстоящей поставке (ДОПП) оформлен, но в РФ из ЕАЭС товары не ввезли, отразить обеспечительный платеж по ним в декларации можно не позже 3 лет с даты формирования ДОПП. Делают это в декларации за период возникновения обязанности уплатить налог при ввозе. Обеспечительный платеж указывают в части, которая не превышает размер налога из ДОПП.
Если импортер оформил несколько ДОПП по одной поставке (при изменении наименования перевозчика после получения статуса "Обеспечен" и пр.), ДОПП отражаются в разделе 4 декларации. При этом в стр. 031 разд. 1 указывают сумму налога по товарам, принятым на учет (в стр. 030 разд. 3 – сумму акциза).
Когда обеспечительный платеж больше исчисленного налога (акциза), превышение зачитывают на ЕНС по результатам камеральной проверки. Статус ДОПП при этом меняется на "Погашен".
Отметим, недавно ФНС поясняла, как заполнить декларацию, если ДОПП отсутствует или имеет статус "Обеспечен".
Документ:
Письмо ФНС России от 22.09.2026 N ЕА-36-15/8421@
Полезная ссылка:
Приказ ФНС России от 08.05.2026 N КЧ-1-3/299@ "Об утверждении формы и формата представления налоговой ...
 
09.10.2026
Убытки из-за ударов по отдельным складам: Минфин пояснил, когда продавец на УСН может учесть затраты
Налогоплательщик утратил товары в результате ударов по складам оператора электронной торговой площадки. Продавец применял УСН. Минфин пояснил: если плательщик выбрал объект обложения "доходы", убытки не учитываются.
По общему правилу можно учесть убытки от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других ЧС, если выбран объект "доходы минус расходы". При этом в базу включают убытки за предыдущие налоговые периоды.
Напомним, правительство утвердило меры поддержки бизнеса, который пострадал от ударов по отдельным складам. Позже перечень мер был расширен.
Документ:
Письмо Минфина России от 21.09.2026 N 03-00-06/82851
 
09.10.2026
Налоговый вычет на лечение: ФНС напомнила, как подтвердить расходы
Физлицо вправе получить социальный вычет по НДФЛ, если были расходы на медуслуги себе, супругу (супруге), родителям, детям и подопечным. Налоговики отметили, что подтвердить такие затраты можно одним из способов:
  • представить в инспекцию бумажную справку об оплате услуг;
  • получить электронное подтверждение расходов.
Электронное подтверждение возможно, если у организации или ИП, которые осуществляют меддеятельность, есть техвозможность. В этом случае они сами передадут сведения в налоговую.
С 2024 года бумажная справка и электронные сведения заменили остальные документы.
Организация и ИП могут устанавливать форму заявления на такие справку и сведения.
Налоговики напомнили, что вычет можно получить:
  • в течение года у работодателя;
  • по итогам года на основании декларации 3-НДФЛ.
Если электронные сведения прошли контроль, вычет предоставят в упрощенном порядке. Инспекция сама сформирует предзаполненное заявление на вычет и предложит подписать его физлицу в личном кабинете налогоплательщика.
Напомним, недавно ФНС поясняла, какие вычеты по НДФЛ родители могут получить при оплате путевок в лагерь.
Документ:
Информация ФНС России от 08.10.2026
 
09.10.2026
Временный перевод к другому работодателю: Минтруд хочет продлить действие правил на 2027 год
Предложили уточнить срок действия особенностей регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Применять их хотят до 1 января 2028 года, а не до 1 января 2027 года, как планировали.
Документ содержит, в частности, правила временного перевода сотрудников к другому работодателю. Компании, которые приостановили деятельность, могут перевести специалистов с их согласия в другие организации по направлению центра занятости. Для этого нужно письменное согласие сотрудников. Временные работодатели заключают с ними срочные трудовые договоры, которые допустимо продлевать, пока действуют правила.
Общественное обсуждение проекта завершат 22 октября.
Документ:
Проект постановления Правительства РФ
Полезная ссылка:
Постановление Правительства РФ от 25.12.2025 N 2131 "Об особенностях регулирования трудовых и иных непосредственно ...
 
 

Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Кадровику от 8 октября 2026 года

08.10.2026
Должность не соответствовала договору об обучении – кассация снизила взыскание с досрочно уволенного
С гражданином заключили договор, по которому он обязан получить образование, а после отработать в организации по специальности "ветеринар" не менее 5 лет. После обучения специалиста приняли на вновь созданную должность помощника ветеринара. Он уволился раньше срока. Работодатель обратился в суд, чтобы возместить затраты на обучение.
Первая инстанция и апелляция полностью взыскали расходы за неотработанный период, однако кассация снизила сумму почти вдвое. Работодатель должен был оформить прием по специальности "ветеринар", но исполнил свои обязательства лишь частично. Он трудоустроил специалиста на должность помощника ветеринара, что не соответствует условиям договора.
Отметим, если после обучения специалиста оформили на должность ниже его квалификации, расходы при неотработке могут вовсе не взыскать. Так поступил, в частности, 8-й КСОЮ.
Документ:
Определение 5-го КСОЮ от 17.09.2026 N 88-8110/2026

Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Специалисту по Госзакупкам от 8 октября 2026 года

08.10.2026
Госзакупки для нужд образования на маркетплейсах: определены спецтребования к операторам и площадкам
С 1 октября 2026 года действуют спецтребования к площадкам для проведения малых электронных закупок товаров для нужд образования и операторам таких площадок. Установили, что операторы должны:
  • являться операторами платформ из реестра посреднических цифровых платформ с логистической инфраструктурой на территориях не менее чем 45 субъектов РФ;
  • обеспечить наличие на площадке предварительных предложений минимум от двух участников по каждому товару, включенному в перечни средств обучения и воспитания Минпросвещения как основное оборудование.
Напомним, перечень операторов площадок для проведения таких закупок утверждает правительство. Обращение о включении в перечень направляют в Минфин до 2 ноября 2026 года.
Документы:
Постановление Правительства РФ от 01.10.2026 N 1279
Письмо Минфина России от 05.10.2026 N 24-01-10/87063
Полезные ссылки:
Федеральный закон от 31.07.2025 N 289-ФЗ "Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики ...
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 04.08.2026) "О контрактной системе в сфере закупок товаров ...

Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Бухгалтеру бюджетной организации от 8 октября 2026 года

08.10.2026
Госслужащему при сокращении нужно согласиться на одну должность, а не на несколько, решил суд
Госорган уведомил чиновника о сокращении и предложил вакансии. Он выбрал 21 позицию, а также выразил готовность перейти в другой госорган или работать удаленно. Однако наниматель объяснил, что других вакансий, как и возможностей для удаленки, не было. Служащему предложили выбрать одну должность из уведомления. Он этого не сделал, и госорган расторг контракт. Суды трех инстанций нарушений не увидели:
  • служащего уведомили о сокращении вовремя;
  • ему неоднократно предлагали различные вакансии, но сотрудник так и не выбрал одну из них.
Документ:
Определение 3-го КСОЮ от 10.08.2026 N 88-12561/2026
 
08.10.2026
Предельную базу по страховым взносам на 2027 год планируют увеличить более чем на 10%
С 1 января 2027 года хотят установить единую предельную базу по страховым взносам на уровне 3 311 тыс. руб.
Проект проходит общественное обсуждение.
В 2026 году размер единой предельной базы по взносам – 2 979 тыс. руб.
Документ:
Проект постановления Правительства РФ
Полезная ссылка:
Постановление Правительства РФ от 31.10.2025 N 1705 "О единой предельной величине базы для исчисления ...
 
08.10.2026
Должность не соответствовала договору об обучении – кассация снизила взыскание с досрочно уволенного
С гражданином заключили договор, по которому он обязан получить образование, а после отработать в организации по специальности "ветеринар" не менее 5 лет. После обучения специалиста приняли на вновь созданную должность помощника ветеринара. Он уволился раньше срока. Работодатель обратился в суд, чтобы возместить затраты на обучение.
Первая инстанция и апелляция полностью взыскали расходы за неотработанный период, однако кассация снизила сумму почти вдвое. Работодатель должен был оформить прием по специальности "ветеринар", но исполнил свои обязательства лишь частично. Он трудоустроил специалиста на должность помощника ветеринара, что не соответствует условиям договора.
Отметим, если после обучения специалиста оформили на должность ниже его квалификации, расходы при неотработке могут вовсе не взыскать. Так поступил, в частности, 8-й КСОЮ.
Документ:
Определение 5-го КСОЮ от 17.09.2026 N 88-8110/2026
 
08.10.2026
Учреждение не вело раздельный учет – суд разрешил оплатить первые 3 дня больничного за счет ОМС
Медучреждение оплатило работникам первые 3 дня временной нетрудоспособности. Расходы полностью провели за счет ОМС. Фонд посчитал траты нецелевыми. Поскольку средний заработок для пособия рассчитали по нескольким источникам финансирования, выплаты нужно было распределить между ними. Однако 13-й ААС с этим не согласился:
  • фонд предложил использовать свою методику расчета, которой нет в законе;
  • то, что выплаты, учтенные в среднем заработке, были из разных источников, не означает, что работодатель обязан распределять пособие пропорционально им.
Суд также подчеркнул: учреждение обязано вести раздельный учет средств ОМС. Однако это не означает, что оно должно распределять все расходы пропорционально источникам финансирования.
Отметим, 15-й ААС приходил к другому выводу: если нет раздельного учета для расчета среднедневного заработка по источникам финансирования, использовать только средства ОМС для выплаты больничного нельзя. Этот подход поддержал АС Северо-Кавказского округа.
Документ:
Постановление 13-го ААС от 17.09.2026 по делу N А42-9604/2025
 

Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Юристу от 8 октября 2026 года

08.10.2026
Многие компании смогут использовать почту на Госуслугах вместо обычного адреса – проекты Минфина
Ведомство разработало 2 проекта. Первый содержит поправки к ГК РФ, которые разрешают использовать почту на Госуслугах как основной адрес для обмена юридически значимыми сообщениями. Второй раскрывает, кто может перейти на новый способ связи, как это сделать и т.д. Подробнее читайте в обзоре.
Публичное обсуждение первого и второго проектов завершат 21 октября. Планируется, что изменения вступят в силу с 1 января 2028 года (ст. 2 поправок к ГК РФ и ст. 4 поправок к законам).
Что хотят закрепить в ГК РФ
В предусмотренных законом случаях компании смогут обмениваться корреспонденцией с третьими лицами по электронной почте на Госуслугах (абз. 3 п. 2 ст. 1 поправок к ГК РФ).
Если перейти на новый способ связи, то электронную почту на Госуслугах укажут в ЕГРЮЛ. Компания будет нести риск последствий неполучения юридически значимых сообщений на эту почту. Сообщения, которые придут на нее, сочтут полученными, даже если юрлицо не пользуется данной почтой (абз. 2 пп. "б" п. 1 и абз. 4 п. 2 ст. 1 поправок к ГК РФ).
Адресом компании по ЕГРЮЛ станет место жительства того, кто выступает постоянно действующим исполнительным органом. Там будет необязательно получать юридически значимые сообщения, иметь представителя и пр. (пп. "а" и абз. 2 пп. "б" п. 1 ст. 1 поправок к ГК РФ).
Кто сможет воспользоваться новшеством
Планируется, что применять электронную почту на Госуслугах смогут некоторые ООО. Для этого единоличным исполнительным органом должно быть физлицо, которое живет в РФ и не является управляющим общества. Также компания на момент принятия решения должна одновременно отвечать таким требованиям (п. 1 ст. 2 поправок к законам):
  • быть субъектом МСП или соответствовать условиям отнесения к ним;
  • вести нелицензируемый вид деятельности;
  • не являться некредитной финансовой организацией;
  • не оказывать профессиональные услуги на финрынке.
Каким будет переход на новый способ связи
Сначала надо принять решение на общем собрании участников ООО. В течение 3 рабочих дней после этого нужно представить в ФНС данное решение и заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ (абз. 2 п. 4 ст. 1 и п. 3 ст. 2 поправок к законам).
Не ранее 20 календарных дней с момента включения сведений в ЕГРЮЛ надо подать документы на регистрацию изменений. Речь идет о заявлении по форме N Р13014, документе об уплате госпошлины и т.д. (абз. 3 и 4 п. 4 ст. 1 поправок к законам).
Отказаться от нового способа связи можно в сходном порядке (абз. 5 - 8 п. 4 ст. 1 поправок к законам).
Что изменится для банков
Банки и прочие организации, которые проводят операции с деньгами или другим имуществом, по общему правилу будут узнавать адрес электронной почты на Госуслугах. Это нужно делать при идентификации клиента (его представителя) или выгодоприобретателя до приема на обслуживание (ст. 3 поправок к законам).
Документы:
Проект федерального закона (поправки к ГК РФ)
Проект федерального закона (поправки к законам)
Полезные ссылки:
Приказ ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@ (ред. от 25.07.2025) "Об утверждении форм и требований ...
Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 04.08.2026) "Об обществах с ограниченной ответственностью"
Федеральный закон от 17.07.1999 N 176-ФЗ (ред. от 26.07.2026) "О почтовой связи"
 

Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации

Бухгалтеру от 8 октября 2026 года

08.10.2026
Многие компании смогут использовать почту на Госуслугах вместо обычного адреса – проекты Минфина
Ведомство разработало 2 проекта. Первый содержит поправки к ГК РФ, которые разрешают использовать почту на Госуслугах как основной адрес для обмена юридически значимыми сообщениями. Второй раскрывает, кто может перейти на новый способ связи, как это сделать и т.д. Подробнее читайте в обзоре.
Публичное обсуждение первого и второго проектов завершат 21 октября. Планируется, что изменения вступят в силу с 1 января 2028 года (ст. 2 поправок к ГК РФ и ст. 4 поправок к законам).
Что хотят закрепить в ГК РФ
В предусмотренных законом случаях компании смогут обмениваться корреспонденцией с третьими лицами по электронной почте на Госуслугах (абз. 3 п. 2 ст. 1 поправок к ГК РФ).
Если перейти на новый способ связи, то электронную почту на Госуслугах укажут в ЕГРЮЛ. Компания будет нести риск последствий неполучения юридически значимых сообщений на эту почту. Сообщения, которые придут на нее, сочтут полученными, даже если юрлицо не пользуется данной почтой (абз. 2 пп. "б" п. 1 и абз. 4 п. 2 ст. 1 поправок к ГК РФ).
Адресом компании по ЕГРЮЛ станет место жительства того, кто выступает постоянно действующим исполнительным органом. Там будет необязательно получать юридически значимые сообщения, иметь представителя и пр. (пп. "а" и абз. 2 пп. "б" п. 1 ст. 1 поправок к ГК РФ).
Кто сможет воспользоваться новшеством
Планируется, что применять электронную почту на Госуслугах смогут некоторые ООО. Для этого единоличным исполнительным органом должно быть физлицо, которое живет в РФ и не является управляющим общества. Также компания на момент принятия решения должна одновременно отвечать таким требованиям (п. 1 ст. 2 поправок к законам):
  • быть субъектом МСП или соответствовать условиям отнесения к ним;
  • вести нелицензируемый вид деятельности;
  • не являться некредитной финансовой организацией;
  • не оказывать профессиональные услуги на финрынке.
Каким будет переход на новый способ связи
Сначала надо принять решение на общем собрании участников ООО. В течение 3 рабочих дней после этого нужно представить в ФНС данное решение и заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ (абз. 2 п. 4 ст. 1 и п. 3 ст. 2 поправок к законам).
Не ранее 20 календарных дней с момента включения сведений в ЕГРЮЛ надо подать документы на регистрацию изменений. Речь идет о заявлении по форме N Р13014, документе об уплате госпошлины и т.д. (абз. 3 и 4 п. 4 ст. 1 поправок к законам).
Отказаться от нового способа связи можно в сходном порядке (абз. 5 - 8 п. 4 ст. 1 поправок к законам).
Что изменится для банков
Банки и прочие организации, которые проводят операции с деньгами или другим имуществом, по общему правилу будут узнавать адрес электронной почты на Госуслугах. Это нужно делать при идентификации клиента (его представителя) или выгодоприобретателя до приема на обслуживание (ст. 3 поправок к законам).
Документы:
Проект федерального закона (поправки к ГК РФ)
Проект федерального закона (поправки к законам)
Полезные ссылки:
Приказ ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@ (ред. от 25.07.2025) "Об утверждении форм и требований ...
Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 04.08.2026) "Об обществах с ограниченной ответственностью"
Федеральный закон от 17.07.1999 N 176-ФЗ (ред. от 26.07.2026) "О почтовой связи"
 
08.10.2026
Взыскание пеней по НДС: ВС РФ поддержал расчет срока с подачи уточненной декларации
13 января 2025 года инспекция отразила на ЕНС организации сумму пеней, рассчитанную по НДС со сроками уплаты в 2019 и 2020 годах. Суды поддержали налогоплательщика, посчитав, что сроки взыскания истекли.
ВС РФ выяснил, что уточненные декларации за III и IV кварталы 2019 года с увеличением налога к уплате подавали 10 раз, последнюю из них (за IV квартал) представили 16 февраля 2023 года. Декларации проходили камеральные проверки.
Суд указал:
  • НК РФ связывает с подачей уточненных деклараций принудительное взыскание как сумм, продекларированных, но не уплаченных, так и сумм, доначисленных при камеральных проверках;
  • если до окончания камеральной проверки подают уточненную декларацию, проверку прекращают и начинают новую – по уточненной декларации;
  • совокупную обязанность учитывают на ЕНС как на основе деклараций, в т.ч. уточненных, так и по решениям инспекции о привлечении к ответственности (отказе в привлечении) – со дня вступления в силу решения;
  • с 1 января 2023 года инспекция направляет требование об уплате долга в размере отрицательного сальдо ЕНС 1 раз. Когда сальдо меняется, новое требование не передают;
  • законность отражения на ЕНС долга по налогу и пеням не зависит от направления требования о его уплате.
Документ:
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 25.09.2026 N 306-ЭС26-4683
 
08.10.2026
СПОТ, НДС и акцизы: налоговики пояснили особенности заполнения декларации по косвенным налогам
В декларации по косвенным налогам отражают документ о предстоящей поставке (ДОПП), товар по которому принят к учету и который имеет статус "Обеспечен", "Пройдена проверка КО", "На проверке КНП".
Статусы присваивают так:
  • "Пройдена проверка КО" – только при предъявлении визуализированной ссылки таможне;
  • "На проверке КНП" – документ отражен в декларации, по которой проводят камеральную проверку. При ее завершении, если нет нарушений по отраженным ДОПП, статус меняется на "Погашен". Если сумма по документу заявлена частично, статус изменится только после отражения оставшейся суммы обеспечительного платежа в ДОПП.
В декларации в стр. 030 разд. 1 (стр. 030 разд. 3) отражают сумму налога (акциза) к уплате по импортным товарам, в т.ч. по которым внесен обеспечительный платеж. При этом в разд. 4 указывают:
Сумма НДС (акциза) из разд. 4 должна соответствовать сумме обеспечительного платежа из стр. 060 разд. 1 (стр. 031 разд. 3).
Бывает, что импортер не оформлял ДОПП (либо ДОПП сформирован, но его статус "Зарегистрирован", так как не получена визуализированная ссылка), товар ввезли в РФ и приняли к учету. В таком случае в стр. 031 разд. 1 (стр. 030 разд. 3) указывают сумму налога (акциза), которую исчислили к уплате по купленным товарам.
Документ:
Письмо ФНС России от 29.09.2026 N ЕА-36-15/8583@
Полезные ссылки:
Приказ ФНС России от 08.05.2026 N КЧ-1-15/301@ "Об утверждении формы и формата документа о предстоящей ...
Приказ ФНС России от 08.05.2026 N КЧ-1-3/299@ "Об утверждении формы и формата представления налоговой ...
 
08.10.2026
Предельную базу по страховым взносам на 2027 год планируют увеличить более чем на 10%
С 1 января 2027 года хотят установить единую предельную базу по страховым взносам на уровне 3 311 тыс. руб.
Проект проходит общественное обсуждение.
В 2026 году размер единой предельной базы по взносам – 2 979 тыс. руб.
Документ:
Проект постановления Правительства РФ
Полезная ссылка:
Постановление Правительства РФ от 31.10.2025 N 1705 "О единой предельной величине базы для исчисления ...
 
08.10.2026
Должность не соответствовала договору об обучении – кассация снизила взыскание с досрочно уволенного
С гражданином заключили договор, по которому он обязан получить образование, а после отработать в организации по специальности "ветеринар" не менее 5 лет. После обучения специалиста приняли на вновь созданную должность помощника ветеринара. Он уволился раньше срока. Работодатель обратился в суд, чтобы возместить затраты на обучение.
Первая инстанция и апелляция полностью взыскали расходы за неотработанный период, однако кассация снизила сумму почти вдвое. Работодатель должен был оформить прием по специальности "ветеринар", но исполнил свои обязательства лишь частично. Он трудоустроил специалиста на должность помощника ветеринара, что не соответствует условиям договора.
Отметим, если после обучения специалиста оформили на должность ниже его квалификации, расходы при неотработке могут вовсе не взыскать. Так поступил, в частности, 8-й КСОЮ.
Документ:
Определение 5-го КСОЮ от 17.09.2026 N 88-8110/2026
 
08.10.2026
Распределение имущественного налогового вычета между супругами при покупке недвижимости в 2026 году
Супруги при покупке квартиры, земли и иной недвижимости могут получить имущественный вычет по НДФЛ. На практике часто возникают вопросы: кто из супругов может заявить налоговый вычет, как его распределяют, может ли муж получить вычет за квартиру жены, и другие. Об этом и не только расскажем в обзоре.
Кто может получить имущественный вычет по НДФЛ
Для получения вычета при покупке или строительстве недвижимости нужно иметь:
  • статус налогового резидента РФ;
  • определенные доходы, облагаемые НДФЛ.
Подробности:
Размер имущественного вычета по НДФЛ при покупке недвижимости
Имущественный вычет можно получить:
  • на новое строительство, покупку жилья (дома, квартиры, комнаты, доли в них), участка под строительство или с готовым домом. Вычет возможен в размере фактически понесенных расходов, но не более 2 млн руб.;
  • на погашение процентов по целевым займам и кредитам для строительства, покупки или рефинансирования таких кредитов (далее – проценты по ипотеке). Максимальная сумма – 3 млн руб. Для кредитов, которые получены до 2014 года, ограничений нет.
Подробности:
Распределение имущественного вычета между супругами
При покупке жилья в совместную собственность муж и жена могут получить имущественный вычет, независимо от того, на чье имя оформлена недвижимость и платежные документы. Если квартира оформлена, к примеру, только на жену, но куплена в браке, право на вычет есть и у мужа. Исключение – брачный договор, который изменяет режим собственности.
У каждого супруга свой лимит на вычет. Они сами решают, как его распределить:
  • в размере расходов, фактически понесенных каждым супругом, но не более 2 млн руб.;
  • в любой пропорции, распределив расходы между супругами, но не более 2 млн руб. на каждого.
Если квартира, к примеру, стоила 2,5 млн руб., вычет можно распределить так: муж заявит с 2 млн руб. (вернет 260 тыс. руб.), а жена – с 500 тыс. руб. (вернет 65 тыс. руб.). Также возможно распределить поровну.
Вычет по процентам по ипотеке можно распределять в таком же порядке. Максимальный размер – 3 млн руб. на каждого супруга, если кредит получен с 2014 года.
Расходы на погашение процентов по ипотеке супруги вправе распределить между собой в любой пропорции, независимо от порядка распределения расходов на покупку жилья.
Остаток вычета на покупку жилья можно перенести на другой объект, а вот по процентам по ипотеке нет – он привязан к конкретному объекту.
Договоренность о размере имущественного вычета супруги должны зафиксировать в заявлении о распределении расходов. Его составляют в свободной форме. В него следует включить реквизиты налоговой, данные супругов, информацию о сделке, долю вычета каждого, а также проставить на нем дату и подписи сторон.
Учтите: если у одного из супругов нет налогооблагаемого дохода, передать право на вычет другому нельзя. К примеру, если жена безработная, она не может передать свое право на вычет мужу. Однако, если у нее появится облагаемый НДФЛ доход, она сможет оформить вычет сама.
Подробности:
Порядок получения имущественного вычета супругами
Получить имущественные вычеты можно двумя способами: у работодателя в течение года или в налоговой по окончании года. За получением вычета каждый из супругов должен обращаться сам.
Получение вычета через налоговую. По окончании года подайте декларацию 3-НДФЛ. Также вычет можно получить в упрощенном порядке. Налоговая создаст предзаполненное заявление в личном кабинете, если получила все данные от банков или других ведомств. Его нужно будет только проверить и подтвердить.
Получение вычета через работодателя. Сначала подтвердите право на вычет в налоговой: подайте заявление и подтверждающие документы, декларация не нужна. В общем случае срок рассмотрения – 30 дней. При положительном решении работодатель получит уведомление о праве на вычет. Составьте заявление на получение вычета в произвольной форме и подайте его работодателю. Если вы переносите неиспользованный вычет на следующий год, нужно будет снова подтвердить его в налоговой и обратиться к работодателю.
Преимущество вычета у работодателя в том, что НДФЛ не будут удерживать уже в текущем году, а подтвердить право на вычет проще, чем сдавать декларацию. Однако в ряде случаев подтверждать право на вычет нужно несколько раз.
Подробности:
Документы для получения имущественного вычета супругами
Для получения имущественных вычетов нужны документы, которые подтверждают право на вычет и расходы, к примеру:
  • документы по сделке (договор, акт приема-передачи, платежки);
  • документы о праве собственности на недвижимость (копия свидетельства о регистрации или выписка из ЕГРН);
  • справка о доходах (при подаче декларации);
  • заявление о распределении расходов между супругами;
  • копия кредитного договора и справка банка о процентах по кредиту.
Также может потребоваться копия свидетельства о заключении брака, если второй супруг не собственник по ЕГРН.
Подробности:
 
08.10.2026
ФНС обновила форму декларации по ЕСХН
Налоговики скорректировали форму декларации по ЕСХН, порядок ее заполнения и формат подачи. Среди прочего с титульного листа убрали поле для наименования организации-представителя. В раздел 2 добавили строки для взносов по ст. 430 НК РФ:
  • 021 – общая сумма;
  • 022 – в совокупном фиксированном размере;
  • 023 – в размере 1% с доходов свыше 300 тыс. руб.
Новшества применяют с отчетности за 2026 год.
Напомним, общий срок сдачи декларации – не позже 25 марта.
Документ:
Приказ ФНС России от 03.09.2026 N ЕД-1-3/654@
Полезные ссылки:
Приказ ФНС России от 28.07.2014 N ММВ-7-3/384@ (ред. от 18.12.2020) "Об утверждении формы налоговой декларации ...
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 04.08.2026) (с ...

Нет КонсультантПлюс?

Оформите заявку на доставку полной версии документа
или самостоятельно подберите комплект, с учетом особенностей именно Вашей организации